Штрафы за разглашение коммерческой тайны выросли в пять раз
Пять миллионов вместо одного и не менее трех лет тюрьмы: такое наказание теперь будет назначаться за незаконное получение, передачу или разглашение налоговой, коммерческой и банковской тайны. Соответствующий закон вступил в силу в субботу, 5 июля. «Парламентская газета» подробно ознакомилась с тем, как будет работать новая система.
Борьба с черным рынкомЗакон вносит изменения в статью 183 Уголовного кодекса, которая предусматривает ответственность за незаконное получение или разглашение коммерческой, налоговой или банковской тайны. А именно в части 3 и 4, где идет речь о преступлениях, совершенных группой лиц по предварительному сговору, из корыстных целей (например, для перепродажи) или повлекших тяжкие последствия.
Так, в действующей редакции за преступления, совершенные группой лиц, предусмотрена ответственность в виде штрафа, тюремного заключения или принудительных работ сроком до пяти лет. Новая редакция, по сути, убирает взаимозаменяемость наказаний. Теперь за получение или разглашение секретных сведений человеку будут грозить и тюрьма (либо принудительные работы), и штраф. Причем сумму штрафа увеличили с полутора до пяти миллионов рублей, а для остальных мер воздействия ввели нижний порог в два года.
Статья 4, где описывается ответственность за преступления, повлекшие тяжкие последствия, также меняется. Раньше она предусматривала принудительные работы на срок до пяти лет или тюремное заключение на срок до семи лет. Теперь к ним добавляется штраф от одного до пяти миллионов, а у работ и тюремного срока также появляется нижняя граница в три года. То есть дать обвиняемому меньше суд не сможет ни при каких обстоятельствах.
Напомним: законопроект внесли в Государственную Думу еще в начале этого года. В пояснительной записке его авторы указывали на то, что в России и в мире за последние годы сформировался настоящий черный рынок сведений, составляющих коммерческую, банковскую или налоговую тайну. Так, по их словам, только в 2023 году в интернете выявили 65 информационных ресурсов, которые предоставляли доступ к информации из баз данных таможенных органов. И несмотря на то что борьба с такими ресурсами и их владельцами поставлена, что называется, на широкую ногу, до победы пока далеко: черный рынок, констатировали авторы, продолжает расти, а многие преступления в этой области являются рецидивами.
«В целом выявляемые таможенными органами в данной области преступления связаны с извлечением сверхприбыли и зачастую носят рецидивный характер, чему способствует отсутствие нижнего предела санкции в виде лишения свободы по частям 3 и 4 статьи 183 Кодекса, а также наличие в санкции части 3 статьи 183 Кодекса основного вида наказания — штрафа, — отмечается в документе. — Анализ правоприменительной практики показывает, что наказания, назначаемые за совершение таких преступлений, несопоставимы с их общественно опасными последствиями».
Андрей Альшевских © Пресс-служба Госдумы «Последствия не только для граждан, но и для всей экономики»
Как отметил в разговоре с «Парламентской газетой» член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Андрей Альшевских, актуальность законопроекта обусловлена не только действиями мошенников.
«Во-первых, следует понимать, что сегодня большинство мошеннических колл-центров работает с территории Украины, — подчеркнул парламентарий. — А следовательно, те деньги, которые они собирают с граждан, пользуясь в том числе конфиденциальной информацией, идут на финансирование ВСУ — со всеми вытекающими последствиями».
Также Андрей Альшевских отметил наличие высоких инфраструктурных рисков и угроз.
«Имея на руках информацию, например, о финансовом положении и операциях какого-нибудь крупного банка, можно наделать очень и очень серьезных дел, — подчеркнул Альшевских. — Которые в итоге приведут к негативным последствиям уже не для отдельных граждан, а для всей экономики в целом. Поэтому, безусловно, любое усиление борьбы с подобными инцидентами можно только приветствовать».