Сколько на нас тратят? Пензенская область оказалась почти на дне по расходам на одного жителя

Сколько на нас тратят? Пензенская область оказалась почти на дне по расходам на одного жителя

Проект «Если быть точным» опубликовал исследование о том, сколько региональные бюджеты тратят на одного жителя. Пензенская область оказалась ближе к самому низу рейтинга. Почему наш регион получает меньше и к чему это приводит?

Бесплатное образование, медицина, социальные выплаты и благоустройство – всё это финансируется из бюджетов разного уровня. Формально доступ к этим услугам есть у всех граждан страны, но на практике качество зависит от места жительства. Чем богаче регион, тем больше он может позволить. В 2024 году разрыв в тратах на одного жителя между лидерами и отстающими достигает пятикратного значения. А за последние десять лет он почти не изменился.

Исследовательский проект «Если быть точным» составил рейтинг бюджетной обеспеченности регионов. При расчётах учитывали расходы по основным направлениям – здравоохранение, образование, социальная политика, ЖКХ, культура, спорт – а также численность населения, уровень цен и инфляцию. Каждый регион получил от 0 до 10 баллов.

Пензенская область набрала всего 1,6 балла. Это один из самых низких показателей в стране – рядом с соседними областями, а также с такими регионами, как Республика Хакасия, Алтайский край, Томская область, Башкортостан, Волгоградская и Ульяновская области, а также Ставропольский край.

Как устроены бюджеты

Российская бюджетная система трёхуровневая: федеральный, региональный и местный бюджеты. У каждого – свои доходы и обязательства. Также существуют государственные внебюджетные фонды (ФОМС, Социальный фонд), которые финансируют часть медицинских и социальных расходов.

Федеральный бюджет покрывает стратегические расходы, содержание органов власти, высшее образование, выплаты федерального уровня и крупные инфраструктурные проекты. Региональные бюджеты несут ответственность за школы, больницы, дороги, транспорт, культуру, ЖКХ и социальные выплаты на местах. Местные бюджеты финансируют благоустройство, уборку, содержание муниципальной инфраструктуры.

Пензенская область, как и большинство субъектов, формирует свой бюджет за счёт налогов и трансфертов из центра. По данным исследования, в 2024 году безвозмездные поступления составили 15% доходов региональных бюджетов, а ещё 56% – от налога на прибыль и НДФЛ. Чем меньше собственных налогов – тем сильнее зависимость от Москвы.

Разрыв, который не сужается

В 2024 году Сахалинская область потратила на одного жителя 619 тысяч рублей. В Дагестане – всего 57 тысяч. Без поправки на стоимость жизни разрыв составил бы 11-кратный. Даже после корректировки, Сахалин и ЯНАО получили 9,4 и 8,3 балла соответственно – это высшие оценки в рейтинге. Москва и Санкт-Петербург набрали по 6,9 балла.

На другом полюсе – Дагестан (0,7 балла), Чукотка (0,8), Ингушетия и Якутия (по 1,1), Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия (по 1,4). Пензенская область с 1,6 балла находится в непосредственной близости к этим регионам.

Почти наравне и наши соседи: Саратовская область (1,8), Республика Мордовия (2,1), Тамбовская область (1,6). Этот круг показывает, что бюджетная ситуация во многих регионах Поволжья и Центральной России остаётся крайне скромной.

Почему так происходит

Высокие расходы на душу часто связаны не с эффективностью управления, а с логистикой и численностью населения. Малонаселённым и удалённым регионам – таким как Чукотка, Камчатка, Якутия – требуется больше средств, чтобы обеспечить тот же уровень услуг. Минфин рассчитывает индекс бюджетных расходов (ИБР) – он показывает, насколько дороже или дешевле оказывать госуслуги в регионе по сравнению со средним уровнем.

Так, в Москве ИБР составляет 1,2, в Санкт-Петербурге – 0,94, а в Волгоградской области — всего 0,79. На Чукотке – в 12 раз выше среднего. Эксперты напоминают: высокие ИБР не всегда отражают объективную необходимость – они могут быть результатом политического лоббизма.

Регион в невидимой зоне

Пензенская область в рейтинге не упоминается подробно, но это не делает её положение лучше. С результатом 1,6 балла из 10 регион находится почти на уровне регионов, чья бедность давно стала предметом обсуждений.

При этом Пензенская область не входит в список территорий с экстремально низкой плотностью населения, высокой стоимостью логистики или особыми статусами, и именно поэтому системная нехватка ресурсов особенно заметна.

Десять лет почти без движения

С 2015 года медианные расходы на одного жителя выросли на 45%, но уровень неравенства не изменился. Индекс Джини по распределению бюджетных трат остался на уровне 0,2 – и это при условии роста общих сумм. В 2016-2019 годах он был даже выше – 0,24. Это говорит о стабильности разрыва: богатые остаются богатыми, бедные – бедными.

Пандемия лишь кратковременно изменила картину. В 2020 году во многих регионах резко выросли расходы на здравоохранение и соцподдержку, но уже к 2024 году показатели вернулись к прежнему тренду. Рост был, но временный. Пензенская область, как и многие другие регионы второй половины рейтинга, осталась внизу.

Бесплатно, но малодоступно

Доля межбюджетных трансфертов в среднем составляет 26%, но в беднейших регионах она доходит до 76% (Чечня, Ингушетия, Тыва).

Эксперты подчеркивают: даже если формально разрыв немного снижается, фактическое качество жизни и доступа к госуслугам остаётся неравным. Регионы, зависящие от трансфертов, не могут планировать долгосрочные инвестиции.

Для Пензенской области показатель в 1,6 балла в рейтинге говорит о недостатке денег на решение многих проблем: ремонта школ, обновлении поликлиник, модернизации общественного транспорта и других. Это те самые «бесплатные» услуги, которые для пензенцев становятся всё менее доступными.

Фото из архива редакции

 

Первый Пензенский портал Первый Пензенский портал

06:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025