Скульптуру скорбящей богоматери «Пьета» из Музея истории религии отправили на длительную реставрацию
Шедевр эпохи немецкого Средневековья пробудет в мастерской не менее двух лет. Специалистам предстоит вскрыть авторский слой темперной живописи, законсервировать аварийные участки и расчистить произведение от появившихся позднее масляных красок.
Впрочем, главная задача – не только восстановить шедевр, но и попробовать установить авторство – реставраторы готовятся к большой исследовательской работе. Сейчас известно, что скульптура выполнена в технике немецкой школы Тильмана Рименшнайдера.
«При раскрытии здесь будет повышенная осторожность. Здесь слой записи лежит на авторском слое без промежуточного слоя лака, и это – всегда очень сложно раскрывается. Эта работа – только под микроскопом, микроскальпелем», – отметил художник-реставратор мастерской темперной живописи Государственного музея истории религии Анатолий Агарков.
«Последнее реставрационное вмешательство и, по сути дела, первое за его музейную жизнь было в 89-92 годах прошлого века, но носило консервативный характер. Задача была – укрепить памятник. Такие памятники в музеях России обнаружить трудно», – рассказала директор Государственного музея истории религии Екатерина Терюкова.
В музейный фонд экспонат попал в середине XX века из Московского антирелигиозного музея, а еще ранее «Пьета» украшала католическую церковь Петра и Павла. На время реставрационных работ место скорбящей богоматери займет скульптурная группа «Мадонна с Младенцем». Экспонат датируется XIV веком и тоже принадлежит немецкой школе скульпторов. В отличие от «Пьеты», этот образ знаменует начало земной жизни Христа.