Слезы, страх, ужас и отвращение. Как снимали главный шок-фильм Алексея Балабанова «Груз 200»
Замысел «Груза 200» зрел в голове Балабанова еще с конца 80-х, но долго оставался нереализованным – что-то все время его останавливало (и многие видели в этом какие-то мистические знаки). И только в 2006 году режиссер, наконец, взялся за сценарий и тут же запустил съемки.
Местом действия он выбрал Череповец, превратив его в вымышленный Ленинск. Говорят, половина сценария была написана под впечатлением от ночного зарева над заводскими трубами Череповца. Съемки также проходили в живописной Старой Ладоге, окрестностях Выборга и Кронштадте.
Балабанов погружает зрителей в мрачную атмосферу 1984 года: у власти дряхлеющий Черненко, война в Афганистане, предчувствие распада СССР. Страшные события становятся обыденностью, как и в реальной жизни тех лет.
Неслучайно в начале фильма появляется титр о том, что история основана на реальных событиях – Балабанов действительно черпал вдохновение в судьбах реальных людей, повстречавшихся ему в поездках по стране. Тот же прототип Анжелики, жертвы чудовищного насилия, существовал в реальности – режиссер лично слышал историю девушки, над которой однажды надругались...
Фото: стоп-кадр фильма «Груз 200». Источник: youtube.com
Тяжесть «Груза»: реальность и личный опыт Балабанова
«Груз 200» – так в те годы называли цинковые гробы с солдатами, погибшими в Афганистане, которые нередко терялись при транспортировке. Режиссер вложил в фильм и личные переживания. История про «Город Солнца» – мечту друга Балабанова, попытавшегося создать утопию в бывшем совхозе и потерпевшего крах, основана на реальных событиях. Сцены милицейского произвола также были не понаслышке знакомы Балабанову, испытавшему их на себе в подростковом возрасте. Возможно, именно эта предельная честность и сделала 11-й фильм режиссера таким резонансным…
Актеры отказывались от ролей, но Балабанов был неумолим
Сценарий писался с прицелом на конкретных звезд – Евгения Миронова видели в роли маньяка Журова, а Сергея Маковецкого – в роли профессора-атеиста Казакова. Однако, прочитав сценарий, оба артиста наотрез отказались от участия в проекте. Маковецкого удалось уговорить хотя бы на озвучивание…
Не только звезды шарахались от «Груза 200». Именно поэтому Балабанов обратился к студентам и начинающим актерам. Режиссеру важно было тотально контролировать процесс, добиваясь абсолютного соответствия своей задумке. Никакой импровизации, только «по его дудку»! С неопытными актерами добиться этого было проще…
Фото: стоп-кадр фильма «Груз 200». Источник: youtube.com
Балабанов часто обходился без традиционных кинопроб – просто разговаривал с актерами. А знакомых артистов мог утвердить и вовсе без разговора. Так, на роль Журова был выбран Алексей Полуян, которого режиссер помнил по «Брату».
Настоящие пробы прошла только Агния Кузнецова, которую утвердили на роль Анжелики. Ей нужно было продемонстрировать способность мгновенно перевоплощаться, играть страх и ужас, а также «провоцировать» слезы – настолько специфической была её роль...
Примечательно, что для некоторых актеров «Груз 200» стал стартом в карьере. Самым оригинальным образом это произошло у Константина Балакирева. Он сыграл роль в прямом смысле слова – трупа жениха Анжелики, сержанта Горбунова. Для выпускника Щукинского училища начинать карьеру с «мертвой» роли было необычно и жутковато, однако желание поработать с Балабановым пересилило страх, и Балакирев не прогадал – впоследствии он часто «умирал» на экране.
«Журов» рыдал после съемок, а «жених» страдал от грима
Фильм наполнен тяжелыми и откровенными сценами. Особенно жутки эпизоды с участием Анжелики и Журова, наполненные насилием и криками.
Или, например, «распаковка» трупа жениха и циничное «Жених приехал!».
А ещё финальная сцена с обнаженной рыдающей Анжеликой и гниющими трупами под чтение Журовым писем жениха…
Невероятные и страшные эмоции охватывали каждого, кто посмотрел этот фильм. Но как удавалось актёрам сохранять внутреннее спокойствие, остается загадкой. Впрочем, скорее всего мы просто много не знаем…
Балабанов подчеркивал антиэротичность этих сцен, снятых весьма сдержанно.
Так, однажды режиссер сказал Кузнецовой: «Ты сыграла Россию» (имея в виду Россию 1984 года).
Съемки были психологически изматывающими. Кузнецову оставляли в одиночестве, игнорировали, чтобы добиться максимальной достоверности чувства брошенности. При этом эмоционально тяжелые сцены ее не надломили – она сумела отделить себя от героини.
Фото: стоп-кадр фильма «Груз 200». Источник: youtube.com
Полуян же после дублей долго не мог прийти в себя, рыдал после сцены с трупом жениха. Актер, страдавший от алкоголизма и тяжелой болезни, и вовсе однажды признался, что «Груз 200» «доконал» его. Вскоре после съемок он умер.
Балакиреву же пришлось выдержать испытание пластическим гримом. Четыре часа уходило на создание силиконовой маски трупа. Актеру заливали гипсом голову, дышать приходилось через папиросные гильзы. В гриме Балакирев проводил целые смены, чтобы не пугать остальных.
Маниакальное внимание к деталям
Балабанов требовательно относился ко всему – от костюмов до мелких деталей интерьера. Внимание к деталям пронизывает каждый кадр. Одежда массовки в «Клубе» соответствует 1982 году, а наряды Анжелики и фарцовщика Валерия – моде 1984-го. Красные туфельки Анжелики были современными – яркий акцент, невозможный в СССР 1984-го.
Особое внимание режиссер уделил мухам в финальной сцене. Их заказывали в питомнике, высчитывали количество на кубометр комнаты, выращивали из личинок. Страдала от насекомых Кузнецова, обмазанная приманкой. Мухи роились над актрисой, усыпая ее тело.
Фото: стоп-кадр фильма «Груз 200». Источник: youtube.com
«Груз 200» не хотели брать в прокат
Съемочная группа понимала, что фильм вызовет отторжение. За два месяца до премьеры начались спецпоказы для критиков, депутатов, блогеров – впервые в российском кино. Реакция была полярной: депутаты ругали, сценарист Волобуев назвал фильм гениальным, критик Кичин – жестко высказался о "грузе 200" в режиссерском кресле.
«Груз 200» запретили к показу в Каннах и Берлине, на «Кинотавре» и вовсе произошел скандал, кассиры отказывались продавать билеты. Балабанов не понимал, почему зрители смотрят на Ганнибала Лектера, а от его фильма приходят в ужас.
Сам режиссер видел в фильме историю любви – больной и ненормальной, но единственно возможной для его героя, и многих других людей…
Как и следовало ожидать, время расставило все по местам. «Груз 200» был высоко оценен. «Афиша» включила его в список 100 важнейших отечественных фильмов, а рейтинги в онлайн-кинотеатрах уступают лишь «Жмуркам» и «Брату».
Автор: Яна Половецкая