Сможет ли ЕС принудить бизнес закупать энергоносители «где надо»?

Сможет ли ЕС принудить бизнес закупать энергоносители «где надо»?

27 июля глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен и президент США Дональд Трамп заключили соглашение, призванное не допустить «полномасштабной торговой войны между ЕС и США». После встречи, комментируя договоренности, фон дер Ляйен среди преимуществ сделки подчеркнула тему «расширения закупок американских энергоносителей». По словам главы ЕК, Брюссель намерен «заменить» российские газ и нефть «значительными закупками в США сжиженного природного газа, нефти и ядерного топлива». Однако на пути реализации заявленных амбициозных планов лежат серьезные трудности.

Одним из важнейших препятствий может стать то обстоятельство, что энергоносители предстоит закупать не ЕС, а промышленным потребителям. Уже на следующий день, 28 июля, Reuters привел в своей публикации слова «высокопоставленного чиновника ЕС», который заявил, что публичного обязательства по поставкам не было. Как раз потому, что окончательное решение принимает частный бизнес. Как напомнило агентство, частные компании импортируют в Европу большую часть нефти; импортом газа занимаются как частные, так и государственные компании. Европейская комиссия может агрегировать спрос на СПГ для ведения переговоров о более выгодных условиях, но не может заставить компании покупать топливо. Это коммерческое решение, и здесь регулирование со стороны ЕС или правительства любой страны вступает в противоречие с коммерческими интересами.

Изначально, по данным ряда западных СМИ, Трамп требовал от ЕС взять на себя обязательство закупить американские энергоносители на общую сумму в 1 трлн. долларов до конца его срока в Белом доме. По данным ряда источников, «задачей номер один» для президента Америки «было убедить Европу перестать покупать российские энергоресурсы и покупать их у США». Итоговое соглашение включает в себя обязательство ЕС в течение трех следующих лет закупить в США энергоносители на общую сумму в 750 млрд. долларов. Речь идет о нефти, газе, ядерном топливе и нефтепродуктах. Ни одна из сторон не уточнила, что именно было включено в энергетическое соглашение, и охватывало ли оно такие пункты, как энергетические услуги или комплектующие для электросетей и электростанций. При этом ЕС решил не вводить ответные меры на пошлины США, несмотря на «ужасную» сделку.

Обещание ЕС закупить энергоносители на 750 млрд. долларов, наряду с другим обещанием – инвестировать 600 млрд. долларов в экономику США, сыграло ключевую роль в достижении соглашения. Однако, по мнению многих американских и европейских СМИ, названные цифры закупок энергоносителей «преувеличены и нереалистичны». Во-первых, по данным Управления энергетической информации США, общий объём экспорта энергоносителей из США всем покупателям по всему миру в 2024 году составил 318 миллиардов долларов. То есть США пришлось бы перенаправить в Старый Свет практически весь свой экспорт энергоресурсов. И нарастить в полтора раза общие объемы добычи – чтобы удовлетворить спрос в других регионах мира. Во-вторых, ЕС не располагает необходимыми мощностями инфраструктуры для приема того же СПГ из США в анонсированных объемах. Европейцам также пришлось бы «отказаться от других поставщиков, в том числе тех, кто поставляет сырье по более низким ценам».[i]

В результате, на данный момент, нет никакой ясности в вопросе, как Брюссель намеревается заставить частный сектор обеспечить такой уровень закупок энергоносителей у одного конкретного поставщика, игнорируя соображения рыночной конъюнктуры и энергетической безопасности. Вопрос о выполнимости обязательства по закупкам энергоносителей остается открытым, поскольку в ЕС формально «никто не может указывать частным компаниям», сколько ресурсов и у кого закупать. А сумма в 250 млрд. долларов в год – в три раза превышает объем американского энергетического экспорта в ЕС в 2024 году. Согласно расчётам Reuters, основанным на данных Евростата, Евросоюз закупил в США в 2024 году энергоносителей в общей сложности на 76 миллиардов долларов, включая нефть, СПГ и твёрдое топливо, такое как уголь.

Уже 29 июля ЕК подтвердила на официальном уровне, что не имеет рычагов для принуждения компаний стран-членов блока закупать энергоресурсы в США в заявленных объемах. Представитель Еврокомиссии Олоф Джилл на брифинге в Брюсселе заявил, что брюссельские чиновники планируют «начать разговор с компаниями, чтобы убедить их это сделать». ЕК подготовила информационную справку, касающуюся соглашения с США, согласно которой «ЕС планирует начать «целенаправленный процесс», который позволит обеспечить единый спрос со стороны членов Евросоюза и подходящее предложение от Соединенных Штатов». В ходе обсуждения, ЕК планирует «узнать намерения» европейских промышленных потребителей энергии «и направить эту информацию США, чтобы подтвердить наши намерения вести бизнес».[ii]

Известный американский экономист, лауреат премии памяти Альфреда Нобеля по экономике Пол Кругман прямо заявляет, что европейцы обвели Трампа вокруг пальца. И один из его аргументов – ЕС просто не может гарантировать выполнения взятых на себя обязательств, поскольку не располагает соответствующими полномочиями. Последнее слово остается за частными компаниями. Подозрения на этот счет, судя по всему, есть и в администрации Трампа. 31 июля The New York Times собщила, ссылаясь на «источники в Белом доме», что Трамп уже грозит Брюсселю повышением пошлин на европейский импорт, если Евросоюз не выполнит свои обязательства по закупкам энергоносителей в течение трех лет.[iii]

Противоречит планам Брюсселя перевести европейский бизнес исключительно на «геополитически правильные» источники энергии и конъюнктура на европейском энергетическом рынке. В феврале, в отчете для Европарламента и Совета Европы, та же Европейская комиссия отмечала: «Исключительно высокие цены на энергоносители по-прежнему имеют негативные последствия для европейских домохозяйств, промышленности, экономики в целом и государственных финансов. …Геоэкономическая ситуация требует конкретных действий, чтобы гарантировать конкурентоспособную и доступную энергию как для бизнеса, так и для граждан, обеспечивая при этом дальнейший прогресс в декарбонизации».

Оптовые цены стабилизировались как на рынках электроэнергии, так и на рынках газа после энергетического кризиса 2021–2023 годов, хотя и на уровне выше средних исторических значений. Цены на газ для домохозяйств в 2023 году были почти вдвое выше, чем до кризиса. Аналогичным образом, цены на промышленный газ и электроэнергию, хотя и ниже, чем во время кризиса, всё ещё в 2–4 раза выше, чем у основных торговых партнёров ЕС, что ставит под угрозу долгосрочную конкурентоспособность европейской промышленности.[iv] Как результат, рост цен на энергоносители привел к серьезным проблемам для большинства энергоемких промышленных секторов.

Влияние на всю экономику ЕС также было существенным, при этом значительно увеличились расходы ЕС на импорт ископаемого топлива, в основном вследствие роста цен на газ и нефть. Оптимисты полагают, что ускоренный энергетический переход постепенно внесет дальнейшие изменения в спрос и предложение энергии уже в этом десятилетии и поможет ЕС достичь большей степени независимости от импорта ископаемого топлива и, в конечном итоге, снизить расходы ЕС на электроэнергию. Но в настоящий момент влияние высоких цен на энергоносители на конкурентоспособность промышленности ЕС остаётся серьёзной проблемой. В ЕС постоянно звучат заявления о необходимости «оперативно принять меры по повышению конкурентоспособности промышленности».

В дополнение ко всему, сделка с Трампом противоречит и риторике Брюсселя о необходимости продолжать проводить активную торговую политику, способствующую диверсификации поставок и повышению экономической устойчивости. По мнению тех же европейских чиновников, для сохранения своей конкурентоспособности европейским компаниям, особенно энергоемким отраслям, необходимо, помимо прочих мер, повышать гибкость реагирования на спрос. Евросоюз не скрывает, что работает над мерами, призванными извлечь выгоду из новой структуру рынков электроэнергии и обеспечения равных международных условий.

В подтверждение данного тезиса, 31 июля Еврокомиссия заявила, что частные компании по-прежнему будут самостоятельно выбирать, где покупать энергоносители, но она рассматривает возможность создания своего рода объединенного пула европейских покупателей энергии, который бы позволил осуществлять закупки у США централизованно. В первую очередь, речь идет об увеличении закупок американского сжиженного природного газа - в рамках усилий по достижению обязательства закупать энергоносители на сумму 250 миллиардов долларов в год.

По словам представителя ЕК, на данный момент у Брюсселя еще нет решения относительно возможности консолидации спроса, но «это может быть сделано очень быстро». Aggregate EU — это схема, запущенная ЕС в 2022 году, в рамках которой спрос местных компаний на газ объединяется с целью получения наибольшей скидки на оптовые закупки. Представитель Комиссии заявил, что раунд этой программы, ориентированный на американский СПГ, может быть организован уже в сентябре, если возникнет такая необходимость.[v] Но реальность иная. По мнению аналитиков ICIS, цифра в 250 млрд. долларов в год – по сути, взята с потолка. По их мнению, для закупки объявленных объемов, Европе либо придется платить сверхвысокую, не отражающую рыночные условия, цену за американский СПГ, либо покупать гораздо больше СПГ, чем ей необходимо.

По мнению экспертов компании Kpler, чтобы достичь объемов поставок, оговоренных в соглашении, США должны были бы перенаправить в ЕС всю экспортную нефть, «в противном случае стоимость импорта СПГ из США должна увеличиться в шесть раз». Помимо прочего, поскольку другие страны обязались закупать больше в рамках торговых соглашений. К примеру, речь идет о Японии и Южной Корее. Таким образом, искусственно созданная конкуренция за американские энергоносители может привести к росту цен на нефть и газ в США и побудить американских производителей отдавать предпочтение экспорту, а не внутренним поставкам. Это сулит рост цен на топливо и электроэнергию на глобальном рынке, что принесет руководству Америки и Европы неизбежные большие политические и экономические проблемы.

Наконец, несмотря на все громогласные заявления Брюсселя об «ускорении отказа от энергоносителей из РФ», в июле поставки российского газа странам Европы увеличились на 37 процентов, по сравнению с предыдущим месяцем. Газ поступает по газопроводу «Турецкий поток». Поставки увеличились на 4,7 процента и в сравнении с июнем прошлого года. Общий объем поставок по итогам первого полугодия нынешнего года также превысил показатели за аналогичный период 2024. За шесть месяцев европейцы закупили 9,93 млрд. кубометров газа против 9,3 млрд. кубометров в прошлом году.

Выросшие цены уже привели к значительному росту расходов на энергетические нужды для предприятий по всему ЕС, особенно в энергоемких секторах. Становится все более очевидным, что более высокие цены на энергоносители делают европейские компании менее конкурентоспособными по сравнению со странами с более низкими ценами на энергоносители, такими как США и Китай.

Текущие прогнозы предполагают, что энергетические цены в Европе вряд ли вернутся к уровням до 2022 года и могут остаться высокими по сравнению с предыдущими годами. Колебания спроса и предложения, геополитические события и погодные условия могут привести к усилению волатильности цен. Планы по увеличению военных расходов, ставят под сомнение политику снижения зависимости от ископаемого топлива. В этих условиях, обязательства, данные Еврокомиссией США, грозят свести на нет многолетние усилия ЕС по сохранению промышленного потенциала Старого Света, а также места Евросоюза среди ведущих субъектов мировых экономических отношений.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Ключевые слова: США ЕС энергоносители торговая сделка конкурентоспособность

 

Международная жизнь Международная жизнь

15:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025