Сообщество, где не стыдно задавать вопросы

Сообщество, где не стыдно задавать вопросы

В сентябре было так много событий, что не обо всем успеваем сразу вам рассказать. Так, в этом месяце отпраздновало свое пятилетие туристическое онлайн-сообщество «Острова и мир». Profi. Travel и «Острова и мир» связывают партнерские отношения, построенные на понимании, что без постоянного профессионального роста работа турагента невозможна. На этот раз собрались в офлайне, чтобы полностью развиртуализироваться и, наконец, просто пожать руки и обнять друг друга.

В начале пандемии его основали Юлия Раджабова, Тимур Раджабов и Юлия Ковалевская. Каждый из них хорошо знает свой сегмент рынка, в котором работает. Юлия Ковалевская — представляет интересы островных отелей и принимающих компаний. Юлия Раджабова — турагент со стажем, ее компания входит в элит-клуб крупного туроператора. У Тимура Раджабова в дополнении к турагентскому опыту есть юридическое образование и навыки в IT. Сейчас сообщество объединяет более десяти тысяч игроков рынка.

Юлия Ковалевская, Юлия Раджабова, Тимур Раджабов

В отличие от остальных сообществ «Острова и мир» имеет четко выраженный продуктовый фокус на экзотические направления. Здесь собираются профессионалы, привыкшие работать с требовательными клиентами, что сформировало спокойный и доброжелательный тон обсуждений в группе.

«Так получилось, что в турбизнес я входила во время пандемии, — рассказывает Олеся Катилевская, турагент из Калининграда, — и в сообщество, тогда еще называвшееся „Острова и мы“, влилась одной из первых. Это стало серьезным подспорьем в работе. Тогда я смотрела на профессиональных участников, как на небожителей. А сегодня сижу за одним столом с первыми людьми в туротрасли. Благодарю создателей сообщества за сохранение доброжелательной атмосферы, когда не стыдно задать вопрос. И знаешь, что на него получишь ответ.»

Атмосфера доверия и внимания к гостям ощущалась и на мероприятии. «Нам хотелось настоящего праздника, и мы его устроили, — рассказывает Юлия Раджабова,- На праздник пришли 150 человек, участники сообщества съехалось из разных концов страны и это не может не радовать." Праздник устроили в центре Москвы, в ресторане NEзаGORAMI. Идея праздника нашла поддержку. Генеральными партнерами мероприятия стали туроператоры «ПАКС» и Corona Travel.

«Атмосфера праздника была очень душевной, — рассказывает Анна Ловцова, директор турагентства «Астрея» из Самары, — много полезных выступлений и контактов, чувствовалась профессиональная организация. Надеюсь, что следующий юбилей сообщество будет праздновать где-нибудь на островах» 

В Российском союзе туриндустрии (РСТ) планируют представить Минэкономразвития обоснования для снижения максимальной планки турналога с 5 до 2%. На данный момент готовится экономическая основа по всем типам средств размещения. «Мы понимаем, от этого налога не уйти, но будем пытаться доказать, что его максимальный размер должен быть ограничен 2%», — сказал президент РСТ Илья Уманский на деловой встрече «Синергия бизнеса и государства: законодательные инициативы и практики, меняющие правила игры в отельной отрасли», организованной премией Russian Hospitality Awards.

Оборотный налог и минус 20% маржинальности

По его словам, сумма туристического налога в 5% губительна для гостиничного бизнеса. «Это примерно 20% от маржинальности, соответственно, сроки окупаемости возрастают примерно на 2 года. На фоне стремительного роста всех остальных расходов это приведет к тому, что сроки окупаемости проектов будут стремиться к бесконечности» — отметил Илья Уманский.

По словам эксперта, сейчас готовится исследование с точными цифрами, экономическая основа по всем видам гостиничных проектов с помощью которой бизнес сможет обосновать, почему размер турналога не может превышать 2%.

С этой позицией согласны и другие эксперты. В беседе с Profi.Travel вице-президент РСТ и РГА, управляющий партнер Cronwell Hospitality Group Алексей Мусакин также отметил, что по логике законодательства, турналог платит турист, причем тут расходы отеля? Никаких расходов, кроме трат на обслуживание этого сбора — нет. «Но, на самом деле, это не так. Когда клиент приезжает в отель, он ничего уже сверху не оплачивает. Налог включается в стоимость номера. А дальше уже работает рынок. Если добавить к стоимости номера 1% еще можно, то 5%, станут просто убийцей спроса, особенно у недорогих средств размещения. К тому же не стоит забывать, что после 2030 года, вероятно, и НДС у отелей появится. Соответственно, им придется уменьшать свою прибыль, чтобы сохранить клиентов», — пояснил Алексей Мусакин.

Он также рассказал, что его компания проводила финансовые расчеты модели новых крупных объектов. Получается, что если вставить этот налог, то окупаемость «улетает» — сначала незначительно, а с ростом ставки налога — года на два.

«Сначала деньги вкладываются в строительство объекта, но потом их нужно отдавать. Соответственно, чем меньше прибыль, тем дольше придется возвращать кредит», — пояснил Алексей Мусакин.

По его словам, сейчас, по сути, — это налог на оборот отелей. «Конечно, говорится, что он берется со стоимости проживания, но, чтобы не высчитывать это, не получать потом штрафы от налоговой инспекции, многие объекты, особенно небольшие, считают от оборота», — пояснил эксперт. Он напомнил, что средняя маржинальность отеля — это 20–25%. Соответственно, минимум ее пятая часть уйдет на турналог в случае увеличения его размера до 5%.

Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов, комментируя ситуацию Profi.Travel, напомнил, что минимальная сумма налога, который сейчас составляет 1% от стоимости проживания, — 100 руб. «Подразумевается, что каждый номер продаётся минимум за 10 тыс. руб.? Это, конечно же, совсем не так», — подчеркнул он.

Куда пойдут деньги

Проблема нового налога, по словам экспертов, еще и в том, что это — не целевой сбор. Средства не обязательно будут тратится на развитие туризма.

«Многие муниципалитеты находятся в достаточно сложном экономическом положении и ищут возможности для пополнения своего бюджета. Туристический налог — одна из них. Когда он запускался, на мой взгляд, шкала до 5% не была никак рассчитана. Муниципалитетам дали возможность самим разобраться, сколько бизнес сможет заплатить, — отметил Илья Уманский. — Но в ситуации, когда они нуждаются в деньгах на социальные нужды, ЖКХ, а туристический налог не имеет в бюджете «окраски», местным властям может ничего больше не остаться, как поднять его до 5%».

Интересный момент отметил Алексей Мусакин. «Когда мы строим финансовую модель развития бизнеса в каком-либо регионе, мы смотрим, ввели ли муниципалитеты этот налог или нет. Оказалось, что в регионах, которые реально зависят от турпотока, соотношение — 50 на 50, — рассказал он. — В датируемых же регионах, которые не очень понимают, что такое туристы, сколько их, 80% муниципалитетов сбор ввели. Для них — это налог, который они могут использовать, например, для починки крыши детского сада».

Эксперт подтвердил, что в таких регионах, скорее всего, шкала налога будет использоваться по максимуму. «Санкт-Петербург также хотел вводить постепенно до максимальных 5%. Нам не удалось отбить до 1%, но власти все же снизили максимум до 3,5% и ввели градацию по сезонам», — пояснил Алексей Мусакин.

«Вопрос в том, что на уровне муниципальных депутатов себестоимость и финансовое положение отелей вряд ли рассматривается, — подчеркнул Вадим Прасов. — Муниципалитеты далеко не всегда понимают экономику этой отрасли, чтобы решить, вводить или не вводить налог».

Экономическая основа

«Мы работаем над аргументацией для Минэкономразвития и депутатов для внесения изменений в статью налогового кодекса, касающуюся туристического налога, — рассказал Илья Уманский.

По его словам, вряд ли какие-либо изменения, касающиеся снижения турналога, произойдут в этом году. Впрочем, время пока есть: согласно прогрессивной шкале, в 2026-м турналог еще не будет превышать 2% от стоимости проживания.

Именно этот размер эксперты считают адекватным максимальному порогу. «Мы уже неоднократно говорили о том, что 2% — это ещё приемлемо. Его дальнейшее увеличение приведет к серьезному росту затрат бизнеса, — подчеркнул Вадим Прасов. — Часть отельеров, скорее всего, с трудом будут сводить концы с концами. Уже на сегодняшний день мы видим, что по прибыльности результаты в 2025 году были откровенно хуже, чем в 2024-м. На фоне инфляции, роста зарплат рентабельность бизнеса уже вызывает вопросы. При росте налоговой нагрузки их станет еще больше».

 

Профи Трэвeл Профи Трэвeл

17:06
41
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025