Спасти школу от выгорания: в НовГУ нашли способ готовить стрессоустойчивых учителей

Спасти школу от выгорания: в НовГУ нашли способ готовить стрессоустойчивых учителей

Острую нехватку учителей, с которой столкнулись школы по всей стране, в Новгородской области планируют решить с помощью принципиально нового подхода. Учёные Новгородского университета (НовГУ) при поддержке гранта Российского научного фонда запустили масштабный проект по созданию регионального педагогического кластера.

Его цель — выстроить непрерывную систему подготовки кадров, где будущего педагога будут растить, что называется, «со школьной скамьи».

Система вместо разрозненных звеньев

Идея кластера — объединить школы, колледжи и вуз в единую сеть. Сегодня эти этапы зачастую существуют изолированно: выпускник педколледжа, поступая в университет, вынужден заново проходить уже изученное, а школьник выбирает профессию учителя, почти не представляя её реалий.

— Мы создаем инновационный механизм, который объединит усилия разных организаций, — поясняет руководитель проекта, профессор НовГУ Михаил Певзнер. — Такие процессы, как профориентация в школах, профессиональный отбор в высших учебных заведениях и колледжах, а также переподготовка педагогов, на сегодняшний день не имеют прочной связи. Например, студент колледжа, желающий продолжить обучение в вузе, зачастую вынужден начинать обучение с нуля, без учёта уже полученных знаний и навыков. Это приводит к дублированию программ и потере мотивации. Мы видим приоритет в создании преемственных образовательных программ между колледжами и вузами, позволяющих студентам переходить на следующий уровень образования с учетом уже освоенных компетенций. Наша задача — обеспечить «бесшовный» переход между ступенями и сформировать у будущих педагогов не только знания, но и ценностные ориентиры.

Зачем это нужно: учитель в эпоху новых вызовов

Почему такая система необходима? Современная школа сталкивается с беспрецедентными вызовами: цифровизация вопреки ожиданиям не упростила, а усложнила труд учителя, добавив ему роли модератора онлайн-общения с родителями и администратора электронных систем. Одновременно выросла и эмоциональная нагрузка.

— Современные родители предъявляют более высокие требования к школе как к институту воспитания. Учитель должен быть стрессоустойчивым, — констатирует Михаил Певзнер. — Также сегодня всё чаще мы говорим о буллинге и агрессивном поведении учеников по отношению к учителю. Готовить к таким реалиям нужно системно, начиная со школы. В одиночку вуз с этой задачей не справится.

Три ступени к профессии: как растят педагога

Школа: уроки без лекций. Уже второй год при университете работают психолого-педагогические классы, куда попадают только мотивированные школьники после строгого отбора. Все они станут учителями нового типа. Здесь нет скучных лекций: обучение строится на разборе реальных школьных конфликтов, педагогических играх и мастер-классах. Ученики погружаются в основы психологии, конфликтологии и осваивают новейшие цифровые инструменты современного образования.

Колледж и вуз: практика вместо теории. Внедряется кросс-проектная модель: школьники разрабатывают реальные проекты (например, по созданию игровых зон в школе), а их наставниками становятся студенты-старшекурсники. Студенты средних профессиональных учреждений выполняют обязанности тьюторов, а преподаватели университета — роль супервизоров и методологов, консультируя и направляя участников. Такой подход позволяет сразу применять знания на практике и осознанно подходить к выбору профессии.

Регион: образование без границ. Чтобы дать равные возможности детям из районов области, преподаватели НовГУ проводят выездные образовательные сессии в Валдае, Старой Руссе и Боровичах. Во время каникул в Великом Новгороде проходят интенсивные сборы для сотен школьников.

«Одно окно»: координация вместо разобщенности

Модель взаимодействия основана на ответственности Педагогического института НовГУ за единую педагогическую и психологическую подготовку учителей независимо от их профильной специализации.

— На базе НовГУ уже третий год в системе педагогического образования реализуется модель «одного окна», — отметил Михаил Певзнер. — В рамках этой модели Педагогический институт координирует подготовку будущих учителей по всем профилям. Профильные кафедры сохраняют ответственность за предметную подготовку студентов. Например, преподаватели по физике обучают студентов-физиков, преподаватели по химии — химиков и так далее. Педагогический институт формирует общую методологическую рамку. Он обеспечивает общепедагогическую, психологическую и методическую подготовку, создавая целостный подход к формированию компетенций будущего учителя.

Взгляд в будущее

Проект, финансируемый Российским научным фондом (6,7 млн рублей в год), официально завершится в 2026 году. Однако его создатели нацелены на долгосрочный эффект. Уже к концу 2025 года выпускники первых университетских педклассов представят свои проекты, а отработанные модели будут тиражироваться по всей области.

В перспективе — создание интерактивной карты учебных заведений региона и закрепление успешного опыта. В НовГУ уверены: только так можно создать устойчивую систему, которая будет готовить учителей, способных отвечать на вызовы современности.

Ранее «53 новости» писали о том, что в 2026 году молодые педагоги смогут получить поддержку «Новгородского учителя».

← В минпромторге Новгородской области обозначили ключевые задачи на 2026 год  

53 новости 53 новости

23:06
20
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025