Спрос на Великий Устюг падает из-за роста цен
Продажи новогодних туров в Великий Устюг просели на фоне повышения цен. На рынке не исключают, что на ситуацию влияют демографические факторы, наряду с тем, что направление не является «повторным». Такие данные следуют из опроса туроператоров, проведенного 15 декабря корреспондентом Profi.Travel.
Спрос на экскурсионные туры в Великий Устюг на январские каникулы снизился на 7% по сравнению с показателями на те же даты прошлого года. Об этом в понедельник рассказали в пресс-службе туроператора «Алеан».
Вместе с тем спрос на поездки в декабре, с датами заездов до начала праздников, вырос на 14% в годовом выражении. «Хотя даты каникул остаются самым популярным временем для таких туров, часть туристов переориентируется на предновогодние экскурсионные программы, потому что их стоимость ниже, чем на праздничные выходные. Так, трехдневный экскурсионный тур на одного в декабре обойдется в сумму от 15,5 тыс. рублей, а в январе, на праздники, — от 34,2 тыс. рублей», — отметили в компании.
Снижение спроса на предстоящие каникулы там связали с подорожанием программ на 15%. «Также негативно на показателях сказывается дефицит ж/д-перевозки. Уже сейчас на январские каникулы практически не осталось мест в поездах, в то время как места в гостиницах пока есть. Ожидается, что на фоне логистических сложностей ежегодно будет прирастать число автотуристов», — добавили представители туроператора.
При этом туры с размещением на вотчине Деда Мороза уже разобраны на весь период январских каникул, их начали раскупать еще в августе. Стоимость тура с захватом новогодней ночи достигает 280 тыс. рублей на двоих взрослых с ребенком.
«Места еще, но их немного. Так, на даты с 3 января пока еще доступны экскурсионные программы стоимостью от 99 950 рублей за три дня», — поделились в «Алеане».
Другие эксперты тоже констатируют спад спроса на направлении на Новый год и Рождество. Они видят несколько причин. «Часть туристов выбрали не ехать на Новый год куда-то и остались дома, а сэкономленные деньги потратили или тратят на раннее бронирование — 2026. Кроме того, Великий Устюг в этом году повысил цены на питание, размещение и транспортные сборы, что привело к увеличению себестоимости туров и не всем это стало по карману. Устюг как таковой никогда не был дешевым направлением, поскольку имеет ярко выраженную сезонность», — пояснила директор по продукту компании «Мультитур» Евгения Кизей.
На рынке также предполагают, что на ситуацию влияют и демографические факторы. «Направление — на один раз, повторно туда никто не едет. Возможно, все дети подходящего возраста уже съездили. Продажи пока идут на 30-35% хуже, чем в прошлом году. Цены выросли на 8-10%», — сообщил генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.
«Средний чек на экскурсионные туры в Великий Устюг увеличился на 15%. В этом сезоне можно выделить тенденцию к усилению интереса к семейным и тематическим программам», — отметила со своей стороны Мария Журавлёва, руководитель сервиса бронирования путешествий по России и миру «Турслёт» (входит в «Слетать.ру»).
Если же говорить не о каникулярных датах а о текущем зимнем сезоне в целом, то общий объем бронирований на направлении, по оценкам отдельных игроков, вырос на 10%. «Средний чек увеличился примерно на 4% и достиг 41 468 рублей с человека — главным образом вследствие роста себестоимости услуг размещения и транспорта, а также расширения пакетов дополнительных сервисов.
В текущем сезоне отмечается более выраженный интерес к комбинированным программам, включающим экскурсионные и анимационные мероприятия, что отражает запрос туристов на более насыщенные семейные путешествия. Заметно вырос спрос на проживание повышенной комфортности, а также на туры с включенным трансфером, что связано с желанием туристов минимизировать самостоятельную логистику. Кроме того, бронирования сместились на более ранний срок», — проинформировали в пресс-службе туроператора «Интурист».
Ранее мы писали, что Таиланду предсказали исторический максимум туристов из России.
Координатор Pegas Touristik по странам СНГ Орхан Санджар оценил турпоток из России в 2025 году, рассказал об ожиданиях на 2026-й, а также объяснил, почему турецким отельерам нельзя рассчитывать только на туристов с высоким уровнем дохода. Его цитирует Turizm Ajansi.
Российских туристов приедет меньше, чем ожидалосьОрхан Санджар отметил, что 2025 год в целом соответствует ожиданиям по российскому рынку, однако он был полон неопределенности из-за событий в Израиле, Иране и Украине, а также высокой инфляции в Турции. В связи с этим год все же закончится некоторыми убытками в России: «Планировалось, что в Анталью по пакетным турам приедут около 4,2 млн российских туристов. Однако теперь ожидается, что их будет примерно 4 млн». Сам туроператор рассчитывает до конца года принять 850-900 тыс. туристов из РФ.
Эксперт уточнил: частично отельеры недосчитались туристов из России и стран СНГ из-за того, что они выбирали аренду квартир или частных домов. «Я оцениваю эти потери примерно в 500 тыс. человек. Поэтому мы отстаем от запланированного на 2025 год количества посетителей на 10-15%».
Прогнозы на 2026 год лучшеПредставитель Pegas Touristik считает, что 2026 год окажется более успешным. «Мы ожидаем около 4,5 млн российских туристов в Анталии в 2026 году. Еще 500-600 тысяч ожидаются в Бодруме и Даламане и 1 млн — в Стамбуле. Таким образом, в общей сложности мы ожидаем поток в 6,5-7 млн российских туристов к концу следующего года».
При этом он отметил, что Турция перестала быть незаменимым направлением на российским рынке, которым была, начиная с пандемии, и введения санкций в отношении РФ. «Благодаря этим событиям мы смогли сохранить турпоток из России. Однако ситуация меняется. Российские туристы все чаще выбирают варианты поездок во Вьетнам, Таиланд и Египет. Этот процесс стал особенно заметен в последние полгода. ОАЭ с большим количеством прямых рейсов также нельзя снимать со счетов», — пояснил эксперт. Он добавил, что когда санкции снимут и Россия возобновит прямое авиасообщение с Европой, позиции турецкого рынка еще больше пошатнутся.
Турция не должна быть направлением только «для богатых»Орхан Санджар заявил: некорректно позиционировать Турцию исключительно как направление для путешественников с высоким уровнем дохода. По его словам, сейчас эту ошибку допускает регулятор. «Министерство культуры и туризма говорит: «Не сравнивайте нас с Египтом, Таиландом или Вьетнамом. Сейчас мы входим в четверку лучших стран по туризму. Мы избавляемся от имиджа дешевой страны». Однако, говоря это, следует отметить, что мы и не «страна-бутик», как Сейшельские острова, Мальдивы или Маврикий. Мы — страна с населением 85 млн человек и очень большой гостиничной сетью. Другими словами, мы — массовое направление. Поэтому, что бы вы ни делали, 90% туристов, на которых следует ориентироваться, — это клиенты отелей уровня 3-4*и бюджетных «пятерок», — сказал он.
По мнению эксперта, привлекать гостей с более высоким уровнем дохода можно, но это не должно становиться основной целью. «Турции не следует попадать в эту ловушку. Такой подход в основном продвигают люксовые отели, которым это выгодно. Из-за этого отели 3-4* и бюджетные гостиницы 5* столкнулись в этом году с очень большими проблемами», — подчеркнул он. И добавил: невозможно привлечь 60 млн туристов и получить от них 60 млрд долларов, ориентируясь только на группу путешественников с высоким доходом. Особенно если учитывать, насколько велик и разнообразен номерной фонд в Турции. А также то, что в следующем году на рынок выйдет еще 150 объектов размещения.

