Сторона защиты имеет право проверять достоверность геномной информации — КС

Сторона защиты имеет право проверять достоверность геномной информации — КС

Генетическая экспертиза имеет высокую доказательственную значимость для расследования уголовных дел, и поставить ее под сомнение можно, только выявив недостоверность происхождения геномной информации, поэтому стороне защиты должны быть доступны сведения об обстоятельствах изъятия сравнительного биологического материала. Об этом говорится в изученном РАПСИ определении КС РФ № 1839-О, которым было отказано в рассмотрении жалобы Олега Лаптева.

Брат за брата

Брат заявителя — бывший сотрудник правоохранительных органов — подозревался в совершении тяжкого преступления, в том числе и на основании генетической экспертизы. После задержания в 2011 году он был обнаружен повешенным в изоляторе временного содержания. С тех пор Лаптев пытается доказать непричастность брата к преступлениям, в совершении которых того подозревали. Причастность к совершению братом заявителя нескольких преступлений была подтверждена с помощью генетической экспертизы при сравнении его биологических материалов с данными, хранящимися в федеральной базе геномной информации.

Полагая, что доказательства сфальсифицированы, Лаптев пытался получить от Экспертно-криминалистического центра МВД России и следственных органов сведения, связанные с происхождением геномной информации. Но ему было отказано в предоставлении этих сведений, с чем согласились суды, в которых он пытался обжаловать этот отказ.

Лаптев обратился в КС РФ, попросив проверить конституционность статьи 161 Уголовно-процессуального кодекса РФ, устанавливающую тайну следствия, а также части 1 статьи 15 Федерального закона «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», в которой говорится, что право на использование геномной информации имеют суды, органы предварительного следствия, органы дознания и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

По мнению заявителя, эти нормы лишают близких родственников умершего подозреваемого или обвиняемого возможности получить из федеральной базы данных геномной информации сведения о происхождении биологических данных лиц, причастных к совершению преступлений.

Служебная информация

КС РФ напомнил, что государство обязано гарантировать защиту прав как участников уголовного процесса, так и всех тех, чьи права и законные интересы непосредственно затрагиваются при производстве по уголовному делу.

«Законодатель не может использовать способы регулирования, которые посягали бы на само существо того или иного права, ставили бы его реализацию в зависимость от решения правоприменителя, допуская тем самым произвол органов власти и должностных лиц, и исключали бы его судебную защиту», — разъясняет КС РФ.

Эта позиция, по мнению КС РФ, носит универсальный характер и применима к случаям, когда близкие родственники умершего подозреваемого или обвиняемого добиваются его реабилитации.

То есть, под этим подразумевается то, что законодатель должен избегать создания неустранимых препятствий в ознакомлении с непосредственно затрагивающими права и свободы заинтересованных лиц документами и материалами для целей судебной защиты, принимая во внимание то, что специальный режим информации может быть обеспечен другими правовыми средствами, чем лишение гражданина доступа к ней.

Право на опровержение

КС РФ отметил, что геномная информация в федеральной базе данных является служебной, и право на ее использование имеют суды, органы предварительного следствия, органы дознания и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

При этом КС РФ подчеркнул, что информация о принадлежности биологического материала конкретному лицу критически важна для доказывания вины, поэтому такой биологический материал после генетической экспертизы является источником сведений для государственной геномной регистрации.

Далее КС РФ объяснил, что близкий родственник умершего подозреваемого или обвиняемого, возражающий против прекращения уголовного дела и настаивающий на применении реабилитирующих оснований прекращения уголовного дела, вправе участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству или ходатайству защитника, знакомиться с протоколами этих действий, с постановлением о назначении судебной экспертизы, ставить вопросы эксперту и знакомиться с заключением эксперта, знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, заявлять ходатайства. И эти ходатайства, как отмечает КС РФ, могут касаться вопросов назначения и проведения экспертизы биологического материала, в том числе во взаимосвязи с геномной информацией, содержащейся в соответствующей федеральной базе данных.

«Указанные лица могут приводить при рассмотрении уголовного дела доказательства, опровергающие те выводы, которые были сделаны на основе сведений, содержащихся в биологическом материале, в том числе ставить под сомнение источник и обстоятельства его включения в число доказательств (происхождения в данном уголовном деле). При этом предполагается, что в самом уголовном деле содержится вся необходимая информация, позволяющая стороне защиты оценивать соответствующее доказательство, его относимость, достоверность и допустимость, или, по крайней мере, предоставление таковой может быть обеспечено посредством заявления ходатайств, в удовлетворении которых нельзя произвольно и немотивированно отказать», - разъясняет КС РФ.

Срок хранения истек

Выводы генетической экспертизы могут касаться совпадения или несовпадения геномной информации относительно биологического материала, имеющегося в конкретном уголовном деле, с геномной информацией, содержащейся в соответствующей федеральной базе данных. При этом КС РФ признал, что происхождение геномной информации может не находить отражения в материалах уголовного дела, и указал, что в силу высокой доказательственной значимости совпадений генетических профилей выводы такой экспертизы могут быть поставлены под сомнение только при выявлении недостоверности происхождения геномной информации в федеральной базе данных.

«Стороне защиты должны быть доступны сведения об обстоятельствах получения этой информации и ее обработки (изъятия биологического материала в ходе следственных действий или при иных обстоятельствах), хранения и передачи. Отказ в их предоставлении, при действительном их наличии, оператором соответствующей федеральной базы данных (уполномоченной им организацией) вступал бы в противоречие с правовыми позициями Конституционного суда Российской Федерации», - говорится в его определении.

То есть, КС РФ разъяснил, что выводы экспертизы и геномную информацию сторона защиты или родственники умерших подозреваемых или обвиняемых могут получать только через дознавателя или следователя, а сведения об обстоятельствах получения биологических данных или геномной информации, на основании которых проводилась экспертиза — непосредственно у оператора соответствующей базы данных.

Как отметил КС РФ, Лаптеву отказали в предоставлении сведений, поскольку истекли нормативно установленные сроки хранения соответствующих документов и они были уничтожены. Но это, по мнению КС РФ, не дает оснований полагать, что права заявителя были нарушены.

Оспариваемые нормы, по мнению КС РФ, не препятствуют реализации права на защиту, в том числе на получение в этих целях сведений о происхождении геномной информации подозреваемыми, обвиняемыми, а в случае их смерти – их близкими родственниками, возражающими против прекращения уголовного дела в связи с их смертью.

Михаил Телехов

 

РАПСИ РАПСИ

10:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025