Строительство "социализма с человеческим лицом"
Как получилось так, что все преобразования начального этапа перестройки велись реформаторами не с целью сокрушения «деформированного» социализма, а с намерениями его совершенствования и приближения к теоретическому образцу, рассказывает в сто сорок четвертом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.
В связи с застоем в экономике СССР в руководстве партии еще при Л.И. Брежневе зародилась мысль о необходимости коренных реформ сложившейся в 1920-30-е годы административно-командной системы. Однако степень радикальности преобразований было долгое время не определена.
Попытки частичного реформирования были предприняты при Ю.В. Андропове и К.У. Черненко. М.С. Горбачев также начал свою деятельность с отдельных мер в рамках прежней системы, надеясь, что она может стать более динамичной и эффективной.
Введение госприемки, борьба с алкоголизмом и с нетрудовыми доходами не принесли ожидаемых плодов. Во весь рост вставал вопрос о необходимости более существенных преобразований. Но все три последние генсека понимали, что это может привести к потрясению основ строя. Складывается впечатление, что поэтому они и не решались на кардинальное изменение самой системы.
Явно колебался и Горбачев, отсюда и его метания в попытках придать второе дыхание старой системе. Когда же она отчетливо и многократно продемонстрировала свою неспособность к модернизации, было принято решение приступить к более принципиальным шагам. Наверное, последним толчком к началу изменений стало резкое падение цен на нефть на международном рынке и сокращение поступлений в бюджет доходов от ее продажи в 1985-1986 гг.
Первой ласточкой серьезных реформ можно считать принятие закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» в конце 1986 года. Согласно этому закону, гражданам СССР разрешалось заниматься такой деятельностью в свободное от работы время. В перечень сфер, где разрешалась индивидуальная трудовая деятельность, вошли все виды кустарно-ремесленных промыслов, бытовое обслуживание населения и социально-культурная область.
Чтобы всем было понятно, что эта мера не нарушает основные социалистические принципы, в закон была введена норма, категорически запрещавшая использование наемного труда.
Но намного более знаменательным событием, от которого можно вести отсчет начала настоящей перестройки, явился январский пленум ЦК КПСС 1987 года. В докладе Горбачева на Пленуме прозвучали тезисы, потрясающие своей принципиальной новизной.
Так, фактически был провозглашен ленинский лозунг «Вся власть Советам». А КПСС, предложил Горбачев, должна была стать обычной политической партией и «решительно отказаться от несвойственных партийным органам управленческих функций».
Это было покушение на один из основных признаков тоталитарного политического режима – срастание партийных органов с государственными. Соответственно выдвинутому лозунгу предлагалось изменить функции и роль Советов, которые и должны были стать «подлинными органами власти на своей территории».
Очень новым было предложение выдвигать на руководящие посты беспартийных. Революционным выглядело и заявление о предстоящем введении альтернативных выборов в органы власти. Фактически это и было введением выборов, так как прежде во всех избирательных бюллетенях значилась всегда одна фамилия.
Следующим крупным шагом процесса перестройки явилось принятие закона «О государственном предприятии (объединении)» от 30 июня 1987 года. Согласно этому закону, предприятия получали большую степень свободы в своей деятельности.
Контроль государственных органов над производственными процессами резко сокращался и стал ограничиваться общими контрольными цифрами и государственным заказом. Во всем остальном, предприятия сами планировали свою работу, находили рынки сбыта и определяли виды продукции, имеющие спрос, и сами устанавливали на них цены.
Заводы теперь не передавали всю прибыль государству, а самостоятельно распоряжались полученным доходом. Они могли его потратить на инвестиции в производство или израсходовать на увеличение зарплаты работников.
Далеко не все предприятия направляли заработанные средства на совершенствование производства: в основном они шли на повышение заработной платы сотрудникам, что приводило к наращиванию у населения денежной массы, не обеспеченной товарами народного потребления.
В феврале 1987 года Совет министров СССР принял постановления № 160, 161 и 162 о создании кооперативов по бытовому обслуживанию населения, производству товаров народного потребления и в сфере общественного питания.
26 мая 1988 года Верховный Совет СССР принял закон № 8998-XI «О кооперации в СССР», по которому разрешалось создавать частные предприятия. В кооперативах разрешалось использовать наемный труд. Но этот шаг, по мнению реформаторов, еще не означал отход от принципов социализма. Предполагалось «встроить» кооперативы в систему социалистических предприятий.
Все такие меры Горбачев называл совершенствованием социализма. Свое видение главных целей реформ он оформил в виде лозунгов: «Больше социализма», «Больше демократии». В печати появились статьи, в которых доказывалось, что советская модель социализма была очень несовершенной или вообще это был не подлинный социализм.
Ведь под социализмом классики доктрины понимали более передовой строй по сравнению с капитализмом. А следовательно, в рамках этой формации должны были быть достигнуты более высокие показатели производительности труда, более высокие уровни демократии и высочайшие уровни защиты прав человека. Но, как теперь открыто говорилось в публикациях, ничего этого не было достигнуто. А значит, этот реальный строй не мог называться «социализмом» вообще и тем более «развитым».
Предлагалось вернуться к «ленинским нормам», к «идеалам Октября». Главная цель реформ формулировалась так: построить «социализм с человеческим лицом».
Продолжение читайте на сайте 2 сентября