Суды признали правомерным использование европейских лекарств для лечения россиян
Европейский фармгигант не смог оспорить распоряжения Правительства РФ, которые разрешают двум российским производителям лекарств использование "европейских" изобретений, охраняемых российскими патентами, без согласия патентообладателя в целях обеспечения населения РФ лекарственными препаратами с МНН "Семаглутид" (Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 июля 2025 г. № АПЛ25-176).
Истец, в частности, указывал на следующее:
спорные патенты касаются не Семаглутида, который используется для лечения сахарного диабета и, действительно, может иметь какое-то значение для охраны здоровья населения, а иных препаратов, которые, хотя и имеют в своем составе вещество с МНН Семаглутид, то вообще-то используются не для борьбы с диабетом, а попросту для снижения веса и похудения; кроме того, при издании спорных распоряжений отсутствовала крайняя необходимость, Правительство РФ не объявляло чрезвычайное положение, эпидемию или иное состояние крайней необходимости; к тому же ни Кабмин, ни российские фармпроизводители, которые теперь будут делать Семаглутид, не уведомляли патентообладателя ни о принятии распоряжений, ни о выплате вознаграждения, ни о переводе денежных средств на счет типа "О", не направляли оферту о заключении соглашения о выплате компенсации и не взаимодействовали каким-либо иным образом, что противоречит как ст. 1360 ГК РФ, так и ст. 31 Соглашения ТРИПС.Верховный Суд РФ с этим не согласился:
ст. 1360 ГК РФ разрешает Правительству РФ в случае крайней необходимости, связанной с обеспечением обороны и безопасности государства, охраной жизни и здоровья граждан, принять решение об использовании изобретения без согласия патентообладателя; Стратегия национальной безопасности РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400, относит сбережение народа России к стратегическим национальным приоритетом, а повышение качества жизни граждан – к национальным интересам страны. Исходя из подп. 4 – 6 п. 33 Стратегии достижение целей сбережения народа России обеспечивается, в том числе, путем увеличения ожидаемой продолжительности жизни, снижения смертности и уровня инвалидизации населения, профилактики профессиональных заболеваний; повышения качества и доступности медицинской помощи, включая вакцинацию, и лекарственного обеспечения; создания резервов лекарственных препаратов и медицинских изделий; а Стратегия развития здравоохранения в РФ на период до 2025 года, утв. Указом Президента РФ от 6 июня 2019 г. № 254, относит высокий уровень распространенности эндокринных заболеваний к угрозам национальной безопасности в сфере охраны здоровья; при этом препарат с действующим веществом с МНН "Семаглутид" включен в перечень ЖНВЛП, и согласно инструкции по медприменению лекарственного препарата "Оземпик" в его состав входит действующее вещество с МНН "Семаглутид"; в ноябре 2022 года истец уведомил Росздравнадзор о прекращении поставок в РФ препаратов "Оземпик" и "Ребелсас" с действующим веществом с МНН "Семаглутид", в связи с чем значительная часть пациентов была лишена возможности получить необходимую терапию лекарственным препаратом с МНН "Семаглутид". Действующее вещество с МНН "Семаглутид" снижает общую массу тела и массу жировой ткани, уменьшая потребление энергии. Данный механизм затрагивает общее снижение аппетита, включая усиление сигналов насыщения и ослабление сигналов голода, а также улучшение контроля потребления пищи и снижение тяги к пище. Снижается также инсулинорезистентность; недоступность лекарственного препарата и, как следствие, невозможность его использования во врачебной практике могут являться случаем крайней необходимости, связанной с охраной жизни и здоровья граждан; таким образом, издание Правительством РФ спорных распоряжений имело место при обстоятельствах, создающих реальную угрозу здоровью населения, и направлено на охрану жизни и здоровья граждан путем обеспечения населения Росси лекарственными препаратами с МНН "Семаглутид", необходимыми для улучшения гликемического контроля, снижения риска развития серьезных сердечно-сосудистых событий и контроля массы тела при наличии связанного с избыточной массой тела сопутствующего заболевания; довод истца о том, что в силу положений ст. 1067 ГК РФ крайняя необходимость для издания спорных распоряжений отсутствовала, основан на неверном толковании норм материального права, поскольку к отношениям, регулируемым ст. 1360 ГК РФ, положения статьи 1067 ГК РФ, касающейся причинения вреда, не применимы; что же касается предусмотренной п. 1 ст. 1360 ГК РФ обязанности немедленного уведомления Правительством РФ патентообладателя о принятии Распоряжений, то указанной нормой не предусмотрено специального порядка уведомления, в связи с чем официальное опубликование Распоряжений следует считать надлежащим доведением Распоряжений до сведения административного истца.