Свыше 750 шедевров мирового портретного искусства представили на выставке «Личность и эпоха» в Государственном Эрмитаже

Свыше 750 шедевров мирового портретного искусства представили на выставке «Личность и эпоха» в Государственном Эрмитаже

 

В Зимнем дворце представили масштабную выставку «Искусство портрета. Личность и эпоха». Открытие проекта, рассказывающего о четырех тысячах лет развития портретного жанра в мире, стало центральным событием Дней Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

«Мы открываем главную выставку Дней Эрмитажа. Это грандиозная история портрета: от погребальной маски до зеркала и цифрового аватара. Это разговор о том, как искусство пытается сохранить облик человека, и о том, где встречаются икона, мистика души и современные технологии. Только два-три музея в мире, обладающие энциклопедическими собраниями, могли бы сделать столь масштабную выставку на основе собственных экспонатов. В ней – глубокая философия образа и вся история портрета, а также история самого Эрмитажа», – отметил генеральный директор музея Михаил Пиотровский.

В торжественной церемонии открытия также принял участие специальный представитель Президента Российской Федерации по международному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Он отметил, что новая выставка стала великим подарку Петербургу и миру.

«Выставка возвращает нас к старому фильму «Смотрите на лицо». Вот и мы теперь смотрим на лица, глядящие на нас сквозь века. Это диалог, в котором мы измеряем свою близость и дистанцию с прошлым, размышляем о тайне портрета, о душе, которую в нем ищут. Такой всеобъемлющий диалог мог организовать лишь Эрмитаж – музей-энциклопедия и музей-вселенная», – подчеркнул Михаил Швыдкой.

Экспозиция, поделенная на пять тематических блоков, впервые предлагает столь широкий взгляд на историю портрета. В ее состав вошло свыше 750 произведений, охватывающих период от XX века до н. э. до XXI века нашей эры, – лучшие образцы искусства портрета от его древнейших форм до новейших художественных решений. Многие из экспонатов не демонстрировались ранее.

Как рассказали в музее, каждое представленное произведение отражает не только личность, эмоции и индивидуальные особенности портретируемых, но и традиции и обычаи разных народов, исторический контекст и настроение своей эпохи. Галерея ярких портретных образов, в которой соседствуют Клеопатра VII и королева Елизавета II, иконописные лики и таштыкские посмертные маски, иллюстрирует эволюцию жанра, а также позволяет проследить сходства и различия в изображении людей разных цивилизаций, культур и эпох и увидеть, как через искусство портрета раскрывается сама суть человеческой истории.

Так, первые разделы выставки рассказывают, почему появился портрет и какое место этот жанр занимал в жизни общества и человека. Отдельного внимания здесь заслуживают статуи древнеегипетских правителей Аменемхета III и Клеопатры VII, которые были для них гарантом бессмертия – условными двойниками, предназначенными для переселения и вечной жизни души. Одним из наиболее интересных экспонатов, рассказывающих о другой древней цивилизации, стал бюст римского императора Филиппа Араба. Он отличается особенно точным портретным сходством и свидетельствует об интересе древних римлян к практически документальной фиксации облика.

Посетители узнают и об особенностях портрета в эпоху Средних веков. Экспонаты, представленные в этой части экспозиции, доказывают, что портрет – это не только феномен европейской культуры. Например, здесь можно увидеть произведения искусства Ирана, Японии и Китая, которые зачастую являются даже более оригинальными, чем западноевропейские образцы того же периода.

О расцвете портретного жанра на севере и юге Европы в эпоху Возрождения рассказывают работы Пьетро Перуджино, Амброзиуса Гольбейна и Лукаса Кранаха Старшего. Продолжают выставку полотна выдающихся портретистов XVII столетия – Рембрандта, Веласкеса и Рубенса. Среди произведений этой эпохи представлены как парадные, так и камерные, психологические портреты, которые раскрывают всю широту жанра.

Отдельная часть выставки также рассказывает о русской портретной школе. Здесь показаны живописные портреты и скульптурные бюсты императрицы Екатерины II, членов императорской семьи Романовых и русских аристократов, в том числе представителей семей Потемкиных, Воронцовых и Строгановых. В числе более поздних отечественных произведений – работы Николая Ге, Ивана Крамского, Валентина Серова, в которых уже больше заметны особенности русской национальной школы, такие как лиризм, эмоциональная глубина и внимание к внутреннему миру.

Произведения XIX – начала XX века на выставке показывают, какое влияние на развитие портрета оказали различные направления в искусстве того времени – романтизм, классицизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, символизм. О чрезвычайной пластичности этого жанра свидетельствуют работы Анри Матисса, Пабло Пикассо и других представителей новых течений в искусстве прошлого столетия. Завершают экспозицию работы известных мастеров XX – начала XXI века – художников Фрэнсиса Бэкона, Владислава Мамышева-Монро, Энди Уорхола, Билла Виолы и других. В залах также можно увидеть работы легендарных фотографов Анни Лейбовиц и Стива Маккари.

Посетить выставку можно до 29 марта 2026 года.

 

 

Министерство культуры РФ Министерство культуры РФ

15:05
29
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025