Сын богатейшей женщины из России купил страдающий «Сандерленд» в 23 года – и вот вернул в АПЛ
Потратил 150 млн на игроков летом.
Многострадальный «Сандерленд» начинает сезон в Премьер-лиге после восьми лет отсутствия. Половину из них клуб провел вообще в третьем дивизионе.
Одно из главных лиц обновленного клуба – бизнесмен Кирилл Луи-Дрейфюс. Удивительно юный владелец с удивительной семейной историей: его мама из бедной ленинградской семьи после детдома стала самой богатой русской женщиной мира.
В футбол по наследству зашла сначала она, теперь успешный управленец – сын. Он помог вытащить «Сандерленд» в Премьер-лигу после жутко провального отрезка.
В прошлом сезоне «Сандерленд» набрал на 14 очков меньше «Шеффилд Юнайтед», но в финале плей-офф сотворил чудо-камбэк с победным голом на 90+5 от 19-летнего воспитанника. Ставка на молодежь – главная черта обновленного «Сандерленда»: в новом сезоне АПЛ команда по средней молодости уступает только «Челси», в Чемпионшипе только что состав был самым молодым.
Opta считает «Сандерленд» главным аутсайдером сезона: дает на вылет аж 66,4%. Для сравнения: вылет «Бернли» и «Лидса» оценивается в 45-48%.
Но «коты» поборются. Есть надежда, что перед нами уже не клуб беспросветных неудачников, за которым весь мир следил в шумном сериале Sunderland ‘Til I Die («Сандерленд» до гроба») на Netflix. Новый девиз команды – ‘Til The End («До конца»).
Вот как «Сандерленд» пришел к этой трансформации.
«Я не мошенник, шарлатан или вор». Как «Сандерленд» застрял в 3-м дивизионе, а владельцы сбегали из клубаКогда в 2017-м «Сандерленд» Дэвида Мойеса с треском вылетел из АПЛ, продюсерская студия Fulwell 73 увидела в этом захватывающий сюжет для сериала. Netflix тогда как раз искал клуб в АПЛ для эксклюзивных съемок изнутри, но парни из Fulwell 73 продали идею получше: сделать из возвращения«Сандерленда» вдохновляющую историю, тем более там, в отличие от топов, не должны были так уж контролировать съемочную группу.
Была у авторов идеи и личная фанатская связь: Fulwell – отсылка к одной из трибун на старом стадионе «Рокер Парк», а 73 – напоминание о Кубке Англии-1973, последнем значимом успехе «Сандерленда».
Правда, очень быстро все пошло не по плану создателей. Сезон-2017/18 получился не духоподъемным возвращением, а кошмаром в квадрате или даже третьей степени: команда стала последней в Чемпионшипе и рухнула в Лигу 1. Сериал стрельнул, только вот «Сандерленд» на четыре сезона застрял в третьем дивизионе.
Такое резкое падение случилось при американском владельце Эллисе Шорте, ему клуб принадлежал с 2008-го, но со временем он утратил интерес – мечтал поскорее избавиться. Стремление разделяли и фанаты, но проблема была в том, что желающие купить «Сандерленд» не проявлялись несколько лет.
Сразу после вылета в третий дивизион покупатель нашелся. Шорт согласился отдать именитый клуб в жестком кризисе всего за 37,6 миллионов фунтов. Более того, перед продажей он списал и погасил больше 100 млн долгов, этим немного поправил себе репутацию среди фанатов.
«Мое руководство «Сандерлендом» прошло не так, как я хотел бы, – сказал Шорт на прощание. – Многие позитивные моменты десятилетия в АПЛ омрачились низкими результатами последних двух ужасных сезонов.
Поэтому я был полон решимости убедиться, что оставлю «Сандерленд» в надежных руках и в наилучшем состоянии. Я отклонил более выгодные предложения от менее квалифицированных покупателей и выплатил все долги клуба, чтобы он был финансово сильным и свободным от обязательств. Я ждал правильную группу покупателей с опытом, деньгами и планом, чтобы вернуть этот великий клуб туда, где он заслуживает быть. Я останусь фанатом «Сандерленда» на всю жизнь и надеюсь вернуться как болельщик, чтобы посмотреть, как команда возвращается туда, где ей место».
Купил клуб консорциум с английским бизнесменом из сферы страхования Стюартом Дональдом во главе. Он тоже пошел на некоторые жертвы ради «Сандерленда»: избавился от команды пятого английского дивизиона «Истли».
Новый владелец заходил с энтузиазмом и дал надежду, что «Сандерленд» быстро вернется в Чемпионшип, а затем и в АПЛ: «У нас есть тщательно продуманный план и необходимый набор навыков для преодоления сложившихся проблем. Клубу с одной из лучших фанатских баз, стадионов и академий в Великобритании неприемлемо находиться в Лиге 1».
Очень быстро выяснилось, что масштаб клуба и его бед оказался слишком большим для Дональда.
«Каждый, кто приходит в «Сандерленд», думает, что ему суждено привести клуб к успеху», – говорил в одной из первых серий Sunderland ‘Til I Die тренер Саймон Грэйсон, пришедший на смену Мойесу.
Грэйсон продержался несколько месяцев. У владельцев в «Сандерленде» срок жизни подольше, но желание сбежать от большой и требовательной фан-базы появляется примерно так же быстро.
В первом сезоне при Дональде «Сандерленд» проиграл в плей-офф за выход в Чемпионшип. Во втором – занял восьмое место в третьем дивизионе. Худший результат за 141-летнюю историю клуба.
Вскоре вскрылись и спорные детали покупки «Сандерленда»: изначально Дональд вложил только 12 млн, а остальное закрыли парашютными выплатами за вылет из АПЛ. Новый владелец должен был вернуть эти деньги постфактум.
Болельщики обвиняли руководство в отсутствии долгосрочного плана и трансферов, а также в потере перспективной молодежи из академии. Уже через полтора года после покупки появились первые новости о стремлении Дональда его продать. Вскоре бизнесмен подтвердил все и сам: «Я не жалею о покупке, но сейчас бы не согласился на это. Не думаю, что я осознавал, насколько велик «Сандерленд».
Летом 2020-го Дональд уже эмоционально оправдывался на встрече с фанатами: «Вы хотите, чтобы я ушел. Я отчаянно пытаюсь уйти. Вы говорите, что я убиваю клуб. Но я делаю все возможное, пусть и недостаточно хорошо. Понимаю, что фанаты могут быть недовольны тем, где находится «Сандерленд». Я виноват, что клуб не поднялся в Чемпионшип, чего все хотели. Но я не мошенник, шарлатан или вор».
Тогда же он предложил болельщикам выкупить клуб за ту же сумму, какую потратил он сам: «Я буду более чем гибким в условиях оплаты, как в свое время Эллис поступил со мной. Чувствую, что клуб в гораздо лучшем состоянии, чем когда я его купил, поэтому хочу выручить те же деньги. До ковида мы были относительно близки к сделке с потенциальными покупателями, но, к сожалению, затем они сказали: «Вы даже не знаете свой доход и когда матчи начнутся снова, поэтому мы просто подождем».
Ждать оставалось недолго.
Перемены принес самый молодой владелец в истории английского футбола. Он купил «Сандерленд» в 23 годаСпасение пришло откуда не ждали: в конце 2020-го появились инсайды, что клуб выкупит Кирилл Луи-Дрейфюс, ему на тот момент еще даже не исполнилось 23 года. Это сын бывшего владельца «Марселя» Робера Луи-Дрейфюса и богатейшей женщины из России Маргариты Луи-Дрейфюс (подробности о них ниже).
Официально сделку одобрили в феврале 2021-го, но решения самого молодого главы клуба в истории английского футбола проступили раньше. В декабре 2020-го спортивным директором стал Кристиан Спикмэн, незадолго до уволили тренера Фила Паркинсона.
● Директор Спикмэн пришел после 15 лет в академии «Бирмингема». Он хорошо знал семью Беллингемов, это помогло привести в «Сандерленд» юного Джоба за скромные 1,75 млн евро. Через пару лет Беллингем-младший стал лучшим молодым игроком Чемпионшипа и помог клубу вернуться в АПЛ, а этим летом ушел в «Боруссию» Д за 30,5 млн.
Спикмэн привел руководителя скаутинга Стюарта Харви. Он пять лет работал в «Блэкберне», где тоже любят развивать молодежь. Например, туда в аренду из «Ливерпуля» ездил Харви Эллиотт.
Этот дуэт занялся перестройкой «Сандерленда» под новую стратегию Луи-Дрейфюса – кардинальное омоложение состава. Стадион клуба через пару сезонов стал постоянным местом для скопления скаутов: все знали, что там раскрывают таланты.
Набирался опыта Амад Диалло: стал лучшим бомбардиром «Сандерленда» в сезоне перед тем, как стрельнуть в «МЮ». Прошлым летом за 17,7 млн евро в «Ипсвич» уехал вингер Джек Кларк – «Сандерленд» за два года до забрал его из «Тоттенхэма» дешевле миллиона.
В прошлом сезоне команда была не только самой молодой для Чемпионшипа (средний возраст – 23,4 года), в январе 2023-го на кубковый матч «Сандерленд» выпустил самый молодой состав за 143-летнюю историю клуба. Незадолго до в том же месяце 15-летний Крис Ригг стал самым юным дебютантом в истории «Сандерленда». К 18 годам Ригг уже проводит 45+ матчей за сезон, оценивается в 20 млн евро и интересует топ-клубы. При этом, если верить Capology, его недельная зарплата составляет крошечные полторы тысячи фунтов в неделю.
Этим летом помимо Беллингема «Сандерленд» продал еще одного 19-летнего полузащитника – воспитанника Тома Уотсона, автора победного гола в финале за Премьер-лигу, купил за 12 млн евро «Брайтон».
Продажи этих юношей и призовые за выход в АПЛ позволили «Сандерленду» мощно закупиться – уже на 150+ млн. Этим летом больше потратились только пять клубов из большой шестерки (без «Тоттенхэма»), а также «Атлетико» и «Реал».
При этом клуб не отошел от политики платить за молодых и перспективных. Исключение – опытнейший Гранит Джака на роль дядьки.
● Тренер Паркинсон после увольнения ушел в «Рексхэм» с голливудскими совладельцами Райаном Рейнольдсом и Робом МакЭлхенни.
А ведь этот проект появился благодаря сериалу Sunderland ‘Til I Die.
«Я смотрел «Сандерленд» до гроба» и влюбился в эту команду, этих людей и эту историю, – рассказывал МакЭлхенни BBC. – Тогда я понял: даже если не могу позволить себе купить «Ливерпуль» или «Сандерленд», мы можем приобрести команду низшей лиги и подняться с ней наверх».
«Рексхэм» при американских владельцах освоил навык лучше всех: первыми в истории поднимались три года подряд в топ-5 дивизионов Англии. Главным героем стал как раз Паркинсон, он вывел команду из пятого дивизиона во второй.
Восхождение «Сандерленда» оказалось не таким резвым, хотя в Чемпионшип команда поднялась в первом же полноценном сезоне при Луи-Дрейфюсе. Клуб поставил себе цель вернуться в АПЛ в течение пяти лет после смены владельцев. Получилось даже с опережением графика, но на пару сезонов в Чемпионшипе команда все же задержалась: сначала поражение в полуфинале плей-офф, затем падение сразу на 16-ю строчку.
Прошлым летом «Сандерленд» подхватил Режис Ле Бри – уже пятый тренер при Луи-Дрейфюсе. Поначалу его восприняли настороженно: он пришел сразу после вылета с «Лорьяном» из Лиги 1, слишком жирный намек на английскую Лигу 1 как низшую точку. Но Ле Бри выглядел подходящим для молодой команды, потому что 20 лет отработал в юношеском футболе: возглавлял команды разных возрастов и руководил тренировочным центром «Лорьяна».
«Сандерленд» неожиданно начал с четырех побед – лучший старт клуба за 99 лет. Какое-то время «коты» даже лидировали в Чемпионшипе, а закончили сезон в топ-4.
В плей-офф Ле Бри запустил тот самый лозунг «До конца», сам того не осознавая. После победы в первом полуфинале над «Ковентри» (2:1) Фрэнка Лэмпарда тренер сказал: «Очень важно подчеркнуть характер, сплоченность команды. Мои игроки не всегда великолепны с мячом, но они хорошо представляют клуб и регион, делают все для победы. Это больше о менталитете и характере, а также о способности сражаться до конца».
Лозунг подхватили фанаты: перед ответным матчем по городу уже висели баннеры с ‘Til The End. А когда на 120+2 «Сандерленд» забил мяч (1:1), который вывел команду в финал, игроки и болельщики сходили с ума на фоне надписей ‘Til The End.
В финале «Сандерленд» ждал главный босс – «Шеффилд Юнайтед». До 76-й минуты команда Ле Бри уступала фавориту, но затем сотворила еще один драматичный камбэк. После этого «Сандерленд» выпустил на ютубе вдохновляющую документалку про плей-офф – конечно, под названием ‘Til The End.
История с нетфликсовским сериалом красиво закольцевалась.
Кирилл – швейцарско-французский бизнесмен. Он родился в Цюрихе, а вот его родители из абсолютно разных миров.
Робер Луи-Дрейфюс – правнук Леопольда Дрейфюса, который в 1851-м основал в Эльзасе компанию Louis-Dreyfus. К концу XIX века фирма стала крупнейшим в мире торговцем зерном с главным рынком в России. После революции 1917 года этот рынок был потерян, но бизнес переориентировался и долго удерживал титул «Королей пшеницы». Сейчас Louis-Dreyfus Group контролирует 10% торговли сельскохозяйственной продукцией, в том числе считается крупнейшим в мире продавцом хлопка и риса.
Дед Робера – Луи Луи-Дрейфюс был депутатом и сенатором во французском парламенте. Американская актриса Джулия Луи-Дрейфус (главная роль в сериале «Вице-президент», обладательница 11 «Эмми» и «Золотого глобуса») – тоже из этой именитой династии.
Сам Робер был гендиректором adidas (1994–2001) и владел «Марселем» (1996–2009) вплоть до смерти от лейкемии.
Маргарита Луи-Дрейфюс (до замужества Богданова) – родилась в небогатой семье в Ленинграде. Она рассказывала, что ее родители погибли в железнодорожной катастрофе, когда ей не было и 10 лет. Но «Фонтанка» в 2016-м провела расследование: отец Натальи неоднократно судим, в 1966-м в тюрьму посадили уже обоих родителей – к тому времени пятилетняя девочка оказалась в детдоме.
После учебы в техникуме Маргарита работала официанткой, а в свободное время учила иностранные языки. В 1984-м она вышла замуж за швейцарца, так уехала из СССР. Брак получился недолгим, но девушка получила гражданство и устроилась в швейцарскую фирму. А дальше сказка: в 1989-м Маргарита познакомилась в самолете с Робером Луи-Дрейфюсом, наследником огромной агропромышленной империи. В 1992-м поженились, тогда же родился сын Эрик, а еще через шесть лет – близнецы Кирилл и Морис.
Маргарита унаследовала «Марсель» и 69,6% акций Louis-Dreyfus Group. Ей пришлось выдержать немало корпоративных схваток, чтобы консолидировать активы в своих руках. В 2019-м она взяла миллиард долларов в кредит и выкупила миноритарные доли, принадлежавшие членам семьи. Так ее доля выросла до 96% – позднее 45% компании Луи-Дрейфюс продала суверенному фонду ADQ Абу-Даби.
Но она сохранила за собой управление, так что сейчас с состоянием 5,5 млрд долларов по версии Forbes Маргарита Луи-Дрейфюс считается самой богатой русской женщиной в мире.
К Роберу Луи-Дрейфюсу фанаты «Марселя» относились с уважением: при нем команда не взяла ни одного трофея, но он стабилизировал клуб после коррупционного скандала 1990-х и вернул в статус одного из сильнейших в стране. Маргарита была далека от футбола, ей пришлось всерьез заинтересоваться уже после смерти мужа. И пусть при ней «Марсель» выиграл титул в 2010-м, а затем зацепил Кубок лиги и пару Суперкубков, со временем фанаты все больше невзлюбили владелицу и устраивали против нее акции протеста. В 2016-м Маргарита Луи-Дрейфюс продала «Марсель» бизнесмену из США.
Но 5-процентную долю во французском клубе Маргарита все же сохранила за сыном Кириллом. Парень с детства был погружен в футбольный мир и готовился к управленческой роли. Еще в 2010-м Дидье Дешаму приходилось оправдываться, что «Марсель» делал трансферы по советам Кирилла: «12-летний ребенок имеет право на собственное мнение, но никаких его пожеланий в отношении трансферной политики мадам Луи-Дрейфюс мне не передавала».
Наставником в футболе для Кирилла стал президент «Марселя» Венсан Лабрюн: привлекал заинтересованного юношу, чтобы он наблюдал, как в клубе обсуждаются будущие трансферы и контракты.
«У Кирилла четкое понимание футбольного мира благодаря Венсану, – говорил The Athletic один из хорошо осведомленных источников. – Он видел и хорошие, и плохие стороны этого бизнеса. Агенты, деньги, хорошие покупки, плохие покупки. Он вблизи наблюдал за бурным периодом Марсело Бьелсы в клубе. Был ли он подготовлен с самого раннего возраста, чтобы взять на себя ответственность за клуб? Безусловно. Маргарита хотела убедиться, что их дети не будут глупыми, просто тратя папины деньги. Это бы противоречило личности их отца».
В 2012-м Кирилл учился в школе-интернате в Сингапуре, но прилетел в Европу ради матча «Марселя» в 1/8 финала ЛЧ против «Интера». «Это того стоило!» – сказал он, когда марсельцы прошли дальше.
Кирилл фанател не только от реального футбола, но и проводил много времени за игрой в Football Manager. А в 2017-м он начал изучать тему плотнее: поступил на спортивный бизнес-менеджмент в Лидский университет Беккета и на базе этого же заведения посещал Международную академическую и футбольную академию Ричмонда (RIASA), там учебу совмещают с игрой в футбол.
Студенты RIASA живут в общежитиях вместе. Очевидцы вспоминают, что Кирилл никогда не кичился собственным статусом и богатством, хотя и улетал по выходным домой в Швейцарию на частном самолете. Четырехлетний курс Кирилл не окончил – ограничился двумя годами. Но старался впитывать информацию по максимуму.
«Мы стали осознавать, кто он, только со временем, – вспоминал для The Athletic бывший футболист Роб Джонс, который работал в той академии тренером. – Кирилл вообще не рассказывал о себе: играл в центре полузащиты, старательно учился и запомнился очень целеустремленным. Он слушал, всегда задавал вопросы о расстановках, тактике, тренировках. Его интерес охватывал весь футбольный процесс. Он очень хорошо разбирается в футболе, в именах – просто человек, который увлечен игрой. Такое приятно видеть».
Источники, знающие Кирилла, прогнозировали его первые шаги в «Сандерленде» так: «Он не будет тратиться как олигарх. Это будет рациональный проект. Он относится к этому очень серьезно – не придет, чтобы потерять деньги».
Параллельно со спортивными успехами Луи-Дрейфюс увеличивал собственное влияние в «Сандерленде». Изначально он пришел как президент и акционер с 41% акций. Оставшееся контролировали прежний владелец Дональд и пришедшие еще вместе с ним Чарли Метвен и Хуан Сартори. Фанатам это не нравилось – они ждали полного ухода Дональда.
К маю 2023-го Луи-Дрейфюс довел долю до 64%, а Сартори – до 36%. Второй совладелец тоже связан с Россией: уругвайский миллиардер – муж дочери президента «Монако» Дмитрия Рыболовлева.
Теперь этому дуэту принадлежит 100% «Сандерленда». За четыре последних года клуб полностью изменился и выбрался из третьего дивизиона в Премьер-лигу. Но впереди не менее сложная задача – закрепиться в АПЛ, чего у клубов из Чемпионшипа не получается сделать вот уже несколько лет.
Новый «Сандерленд» намерен бороться. До конца.
Фото: Gettyimages/Stu Forster / Staff, Christian Liewig / Contributor, Mark Dadswell / Staff, Xavier Laine / Contributor, Alex Dodd – CameraSport / Contributor, Justin Setterfield / Staff, Nigel Roddis / Stringer, George Wood / Stringer, Jan Kruger / Stringer, Mike Hewitt / Staff; Sunderland AFC/Instagram.com/Global Look Press
Источник Еще новости... Прямым ударом с углового – за спину Селихову! Чудо-гол «Торпедо» после ухода Кононова 19.08.2025 7 вопросов по переходу Голдобина в СКА 19.08.2025 Что вы пропустили в 1-м туре АПЛ: почему Рейндерс так празднует, Вольф в «Вулвз», редкое правило – Англия, Англия 19.08.2025 Голдобин – игрок СКА. Ларионов был его агентом и увозил в НХЛ 19.08.2025 Новые расклады в РПЛ: ЦСКА уже в топ-3 фаворитов, «Зенит» и «Спартак» все дальше от титула 19.08.2025 «Дю Плесси просил задушить так, чтобы дерьмо из жопы полезло, а он не смог». Тактаров – о победе Чимаева 19.08.2025 Загрузить еще... Tags: Гранит ДжакаДжоб БеллингемКристофер РиггМаргарита Луи-ДрейфюсМарсельпремьер-лига АнглияРежис Ле БриСандерлендТом УотсонФил Паркинсончемпионшип