Тарханы в руках реставраторов: наследие Лермонтова в Пензенской области получит новую жизнь

Тарханы в руках реставраторов: наследие Лермонтова в Пензенской области получит новую жизнь

На портале госзакупок завершился конкурс на выполнение уникальных работ для одного из главных литературных музеев страны. Речь идет о восстановлении шести предметов из фондов музея-заповедника «Тарханы» в Пензенской области.

Реставрацией экспонатов занимается Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря. За спасение уникальных музейных предметов центру заплатят 1 740 000 рублей. Все работы должны быть завершены до 23 ноября 2025 года.

В список предметов для реставрации список вошли массивный секретер первой четверти XIX века, древняя икона «Василий Великий», три листа графики из альбома к опере «Демон» и небольшой футляр для записок. Их состояние описано в техническом задании с музейной скрупулезностью, где каждая царапина и утрата зафиксированы для будущего восстановления.

Секретер

Главным объектом реставрации стал старинный секретер. Его конструкция ослаблена поврежденными соединениями, а на деревянных поверхностях зафиксированы многочисленные сколы, вмятины и отслоения фанеровки. Авторская кожаная столешница не сохранилась, будучи когда-то заменена на простое сукно, а лаковое покрытие сильно разрушено.

Его ждёт капитальное восстановление: укрепление расшатанной конструкции, склейка трещин и отслоившейся фанеровки, а также воссоздание утраченных фрагментов дерева. Специалисты очистят его от старого разрушенного лака, займутся ремонтом металлической фурнитуры и вернут предмету первоначальный блеск, заново выполнив золочение и полировку.

Икона

Не менее сложная задача ждёт реставраторов, работающих с иконой «Василий Великий», возможный возраст которой исчисляется с конца XVI века. Её сохранность омрачена значительными сколами грунта, утратами красочного слоя и утратой одной из деревянных шпонок, что угрожает целостности всей доски.

Работа начнётся с укрепления самого основания иконы и красочного слоя. Главной целью реставраторов станет расчистка авторской живописи от потемневшей олифы и поздних наслоений, чтобы раскрыть первоначальный образ. После этого будут аккуратно восполнены утраты грунта и выполнено тонирование, чтобы образ вновь воспринимался как единое целое.

Три листа фототипии

Три листа фототипии 1889 года, иллюстрирующие сцены из «Демона», также нуждаются в спасении. Бумага пожелтела, покрыта бурыми пятнами и надрывами.

Их бережно промоют, аккуратно склеят надрывы и укрепят ветхую бумагу, подклеив с обратной стороны новую основу.

Футляр

Завершает список изящный футляр для записок, чья кожа потускнела, а металлическая застежка сломана и повреждена коррозией. Потускневшую кожу очистят и приведут в порядок, восполнив утраты. Сломанную металлическую застежку починят, удалят коррозию и законсервируют, чтобы предотвратить ржавление в будущем.

Весь этот сложный процесс будет строго документироваться. Каждый этап реставрации сопровождается подробной фотофиксацией и ведением специального паспорта. Подрядчик несет полную ответственность за безопасность раритетов, обеспечивая их бережную транспортировку и идеальные условия в мастерской.

Фото из архива редакции

 

Первый Пензенский портал Первый Пензенский портал

06:05
27
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025