То ли про любовь, то ли про «синьку», то ли про все лихие 90-е…
Русский драмтеатр начинает сезон с очень необычной премьеры
«Дождь лил четыре года, одиннадцать месяцев и два дня. Порой он словно бы затихал… Гулкие раскаты грома раскалывали небо… Дождь всё перевернул вверх ногами…» Эти строки Габриеля Гарсиа Маркеса приходят на ум с первых же минут спектакля «Убить время» по пьесе бурятского драматурга Геннадия Башкуева.
Итак…
Лихие 90-е годы. Видимо, их начало. Провинциальный аэропорт в глухом уголке Сибири. Погода нелётная. Ведь льёт как из ведра. То и дело раздаются раскаты грома. Если бы аэродром описывал Маркес, то, наверное бы, предпочёл описать сибирский мороз и тихий снег. Но Башкуев местный, поэтому у него (и режиссёра) именно дождь разной степени шумности, иногда умиротворяющий, иногда ярче высвечивающий, оттеняющий диалоги и события на подмостках.
В здании аэропорта буфет, наполненный вместо столов, стульев стилизованными клетками. В нём и в них - клетках - три поколения героев. Развратная юная парочка – местный хулиган, начинающий торговец жвачкой и прочей мелочью, и старшеклассница (Михаил Ячин, ему удаются роли бандитов и маргиналов (!), и Мария Медведева). Списанный пожилой пилот, переживший аварию своей «Аннушки» (Сергей Васильев). Ищущая женского счастья среди клиентов дородная буфетчица и мать-одиночка Зина (Екатерина Белькова). Троица приезжих из совсем уж глухого села – водитель Борис (Роман Гаврилов), семейная пара – Таня, сестра Бориса (Елена Овсиенко), и по-деревенски интеллигентный алкоголик-рационализатор Сергей (Иван Ланский). Последнего брат и сестра должны отправить на самолёте «в город» на лечение в нарколожку. И главная их цель, чтобы он не сорвался до рейса. А самолёты не летают. Всем надо как-то убить время.
Вишенка - полоумная Невеста (Алёна Байбородина). Это собирающая бутылки местная сумасшедшая, рассказывающая всем историю про то, как на ней в своё время обещал жениться заезжий геолог. (Такой женский персонаж, рехнувшейся женщины, встречается и в других произведениях Башкуева. Видимо, что-то из личного опыта).
За 24 часа (тут у драматурга всё, как в классическом классицизме!) восемь героев встречаются, влюбляются или пытаются влюбиться, разбираются или делают вид, что хотят разобраться в текущих любовных чувствах, а также пытаются заняться любовью, сделать детей. В первоначальном значении этих слов. Правда, именно на словах. Но не зря же возрастное ограничение спектакля 16+!
В итоге после всех перипетий и выяснения отношений, каждый остаётся при своём. В своей клетке. И в финале вроде бы и выходит такой гимн против прокрастинации, который, как показалось, по идее режиссёра должен вывести на с детства знакомую всем мысль: «Не откладывай на завтра…» Но, как ни парадоксально, приходишь к выводу: и не живи никогда только сегодняшним днём. Задумывайся, но не всегда решай здесь и сейчас, и о будущих проблемах. А они в межличностных, а тем более в любовных отношениях будут всегда!
«Драма ненастья» - так определила постановку режиссёр Надежда Разуваева. Этот подзаголовок значится на афишах. Разуваевой удалось превратить довольно скучный, местами философский (но без длинных монологов) текст пьесы Башкуева в феерическое действо. Оно приковывает внимание зрителей даже в тех моментах, когда на сцене тишина, а герои молчат, размышляют. Лёгкая буффонада при этом всегда к месту.
Получается, что вроде бы всё тухло, мерзко, противно, буднично в жизни героев, но игра актёров, их часто комичные действия и короткие реплики, яркий свет, спецэффекты, музыка… всё равно создают ощущение сказки. В неё превращаются мрачные 90-е. Они становятся как бы волшебными. Ну, по крайней мере, для тех, кто их весьма хорошо помнит.
Уже у кого-то ностальгия?
P.S. Единственное: хотелось бы побольше авиационных деталей в оформлении аэродромного буфета. Иначе не всем понятно сразу, где разворачиваются события. И, да! По звуку: реактивные лайнеры в таких аэропортах не летают. А вот шум турбовинтового самолёта в самом конце очень органичен!
Возрастное ограничение 16+