Топ-5 самых странных арт-объектов Владивостока в жанре скульптуры
Легендарный и весьма спорный арт-объект швейцарского художника и скульптора Урса Фишера «Большая глина № 4», появившийся на набережной у Дома культуры «ГЭС-2» в Москве четыре года назад и вызвавший неоднозначные реакции горожан, демонтирован. На месте этой «метафоры человеческой потребности творить» уже в августе появится новая скульптура, но нас в данном случае интересует не это. Корреспондент PRIMPRESS окинул взглядом Владивосток на предмет оценить — есть ли в столице Приморья свои собственные арт-объекты, достойные встать в концептуальный метафорический ряд. Оказалось — есть.
Метафора номер пять — шопинг
Пятое место рейтинга — неподъёмные «Каменные сумки» у «Калина Молла», как метафора шопинга.
Арт-объект не имеет авторства, потому что производится промышленным способом — екатеринбургской компанией «УралГеоКамень». Каждый такой «саквояж» — да, уникален, поскольку двух одинаковых необработанных камней не бывает. Если прайс-лист не врёт, то камни-сумки во Владивосток приехали не откуда-нибудь, а с Эльбруса.
Метафора номер четыре — предначертание
На четвёртом месте — «Семь сопок» на набережной Спортивной гавани, как метафора «града на холмах». Рим стоит на семи холмах, Москва – Третий Рим — тоже. А чем Владивосток хуже? Натурально ж Пятый Рим (поскольку «четвёртому не быти»).
Арт-объект создан архитектурным бюро Concrete Jungle и установлен в 2018 году. Каждая бетонная стела символизирует одну из «топовых» сопок —Холодильник, Комарова, Буссе, Шошина, Орлиное гнездо, Топорова и Монастырскую. Высота колонн пропорциональна высоте сопок, в масштабе 1:75, расстояние между сопками выполнено в масштабе 1:1000 (в 1 метре - 1 километр).
Метафора номер три — тайна
Третье место — удивительный памятник на улице Марины Расковой, который прозвали «влюблёнными сперматозоидами». Самое смешное, что это почти правда: скульптура — метафора тайны зачатия.
Арт-объект имеет конкретного автора, но «имя его неизвестно, подвиг его…» и далее по тексту. Это и впрямь памятник долгожданному зачатию. Его поставил житель дома рядом (когда — неизвестно, в 2009 году он уже стоял): пообещал своей жене, с которой они долгое время пытались завести детей, что если у них всё получится, он сделает в честь этого события памятник. Мужик сказал — мужик сделал. Ходят слухи, что энергия, вложенная автором в арт-объект, настолько велика, что объект стал чудотворным и помогает забеременеть — достаточно обнять памятник.
Метафора номер два — вдохновение
Второе место этого топ-5 стоит на нижней части проспекта Красного Знамени (она же Тополиная аллея, она же Тополинка) рядом с редакцией PRIMPRESS и называется «Муза поэта» — настоящая метафора вдохновения, нужного не только поэтам, но и журналистам.
Автор идеи арт-объекта, установленного в 2013 году — питерский кузнец Владимир Маркин, а создатель — владивостокский художник-кузнец Юрий Малышев. Это полуабстрактная композиция из двух листов чёрного металла, составленных углом, изогнутых так, чтобы слегка напоминать силуэтом женскую фигуру. Женственности метафоре вдохновения сильно добавляет обнажённая женская грудь, сработанная почти натуралистично (за что скульптура в соцсетях моментально получила прозвище «Моно-грудь»).
Метафора номер один — всё
Номер первый однозначно — арт-объект в скверике на улице Суханова, который сам автор Мансур Якубов называет «Тангра». Какие ассоциации и метафоры он вызывает у его созерцателей — вопрос сугубо индивидуальный. В основном, видимо, тантрического свойства.
Появился арт-объект в 2000-е годы. Цитируем Павла Шугурова, известного владивостокского художника-монументалиста: «Завернём на улицу Суханова, полюбоваться отличным примером «западной» городской скульптуры. В этой абстракции отсутствует даже намек на связь с реальностью, в отличие от всех произведений, которые мы уже посмотрели. Это отличие очень символично. Русскому искусству, и русской культуре, свойственна литературность, нам необходимо, что художник нам что-то «рассказывал» своим произведением, нам недостаточно просто любоваться чистой формой».
Объект Мансура Якубова, на наш скромный взгляд, ближе всего — и метафорически, и физически — к «Большой глине №4».
PRIMPRESS благодарит Павла Шугурова за неоценимую помощь в подготовке материала
А это, собственно, демонтаж «Большой глины №4», с которого всё началось...