Топ-8 нововведений начала 2025 года для бухгалтера и аудитора
Закрыли очередной финансовый год, сдали годовую отчетность учредителю, уплатили налоги – вот и пролетели два первых месяца нового года. Нормотворцы тоже не сидели сложа руки – в этот период из-под их пера вышли важные изменения в законодательстве, новые требования и регламенты, а также интересные проекты и актуальные разъяснения. И если вы не успели ознакомиться с ними, поможет наша традиционная подборка самых заметных новостей января-февраля.
1. Бухгалтерские документыПриказ № 61н пополнился новыми формами электронных документов. Применять их предстоит с 2026 года, но можно и раньше. Так, Акт сверки расчетов станет обязательной к применению унифицированной формой. Его главная цель – фиксация задолженности должника или кредитора. А для оформления инвентаризации о выявленных отклонениях на счетах учета расчетов с поставщиками и прочими кредиторами и дебиторами, по которым отражена задолженность, в том числе не подтвержденная дебиторами и / или не согласованная кредиторами, введена специальная форма Инвентаризационной описи.
Кроме того, со следующего года скорректированы правила применения целого ряда действующих форм. Например, расширен перечень объектов, по которым оформляется Решение о признании объектов НФА (ф. 0510441), уточнен порядок подписания Акт приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452) представителями контрагента, существенные изменения связаны с формированием Акта о результатах инвентаризации (ф. 0510463).
2. Федеральные стандартыМинфин России планирует дополнить Стандарт "Учетная политика" новым приложением, в котором будут определены Общие требования к организации и осуществлению внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и ведения бухгалтерского учета. На основании стандартизированных правил учреждениям предстоит разработать свое положение о внутреннем контроле. Предполагается, что обновленная редакция Стандарта "Учетная политика" начнет действовать с 1 января 2026 года. Поэтому в срок до 31 декабря 2025 года предстоит утвердить политику внутреннего контроля, реестры рисков, перечни процедур, должностные регламенты и др. с тем, чтобы со следующего года начать работать по новым правилам.
3. Бухгалтерский учет и отчетность3.1. Стандарт "Непроизведенные активы" предусматривает всего два основания для изменения стоимости земельных участков: – проведение государственной кадастровой оценки и внесение изменений в ЕГРН по иным законным основаниям. Отражение в учете неактуализированной кадастровой стоимости земельных участков ревизоры расценивают как нарушение.
Что нужно обязательно сделать перед тем, как актуализировать стоимости земли в учете?
Почему в отчетности-2024 большинства учреждений не может быть операций по изменению стоимости земли по результатам государственной кадастровой оценки?
Как правильно отражать изменение стоимости земельных участков по результатам гос.оценки, проведенной в прошлые годы?
Подробные ответы на эти и другие вопросы – в разъяснениях Минфина России,
3.2. В целях применения КОСГУ действует общее правило о разграничении безвозмездных поступлений органам / учреждениям и исходящих от них безвозмездных перечислений на поступления / перечисления текущего и капитального характера. Поступления средств целевых субсидий учреждение отражает в Отчете (ф. 0503723) по соответствующим строкам для текущих и капитальных поступлений. Но порой учреждение затрудняется с определением типа поступившей целевой субсидии. Ошибиться нельзя – эти данные должны быть сопоставимы с соответствующими показателями в отчетности учредителя. Одно из профильных ведомств дало учреждениям подсказку, как понять, текущую или капитальную субсидию предоставил учредитель.
4. Административная ответственностьВ настоящий момент ни для должностных лиц, ни для организаций административная ответственность за неразмещение, несвоевременное и / или неполное размещение информации на сайте www.bus.gov.ru не установлена. В связи с этим Минфин инициировал введение в КоАП новых норм, устанавливающих серьезные штрафы за такие правонарушения. Максимальный штраф для юридических лиц может составить 200 тыс. руб.
Этим же проектом планируется внести изменения в ст. 15.15.6 КоАП. Напомним, положения данной статьи освобождают от ответственности за искажение показателей отчетности бухгалтера, если причиной нарушения стали некачественно составленные или несвоевременно переданные в бухгалтерию первичные документы. Получается, бухгалтер не виноват, и кого наказывать - непонятно. Подготовленные поправки призваны уточнить перечень лиц, на которых возлагается ответственность по данной статье, и лиц, которые освобождаются от ее применения. Предполагается, что отвечать за искажение отчетности, случившееся из-за некорректного оформления первичных документов и / или их несвоевременной передачи в бухгалтерию, будет лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни.
5. Кадры и расчеты с персоналом5.1. Утверждены единые рекомендации по оплате труда бюджетников на 2025 год. Рекомендации учитываются Правительством РФ, органами госвласти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников учреждений. Для сфер образования, здравоохранения, физкультуры и спорта есть ряд моментов, отличающих нынешние рекомендации от прошлогодних:
5.2. С 11 февраля Минтруд России скорректировал форму справки о среднем заработке, исчисленном работодателем. Напомним, что такая справка представляется уволившимся работником в службу занятости, в том числе для назначения пособия по безработице.
5.3. Минпросвещения России дал несколько разъяснений, в которых раскрыл важные детали о ежемесячной денежной выплате, отпуске и должностной инструкции советника директора по воспитанию.
5.4. Минтруд России традиционно подготовил Методические рекомендации по вопросам представления сведений за 2024 год. Прошлогодняя методичка уже неактуальна. Напомним: срок подачи справки для большинства служащих – до 30 апреля. Важные новшества и значимые моменты декларационной кампании, а также важные разъяснения и примечательные судебные решения – в специальном материале.
6. Закупки по Законам № 44-ФЗ и 223-ФЗС 1 января 2025 года вступили в силу важные изменения в Закон № 44-ФЗ. Согласно обновленным нормам, с указанной даты для всех заключаемых в соответствии с Законом № 44-ФЗ контрактов, в том числе государственных и муниципальных, письменная форма является обязательной. Теперь любой контракт должен быть заключен с соблюдением простой письменной формы. И это вызвало серьезную обеспокоенность: как быть покупкой товаров через подотчетных лиц – достаточно ли кассового чека для подтверждения заключения договора в письменной форме? Как быть с покупкой товаров через подотчетных лиц?".
Спешим успокоить: прямого запрета на осуществление закупок через подотчетных лиц для организаций бюджетной сферы не было и нет. Однако вопрос оформления таких закупок требует особого внимания, поскольку набор документов при таком способе заключения и исполнения контракта должен удовлетворять всем требования законодательства. Каким образом организовать закупочные процедуры, какие документы оформить при закупке через "подотчетника", чтобы исключить все возможные претензии ревизоров, рассказываем в специальном материале.
7. Налоги и страховые взносы7.1. С 1 января 2025 года введены новые коды бюджетной классификации по НДФЛ. В связи с этим ФНС обновила контрольные соотношения для уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов.
Напомним, что с 2023 года действует правило: если указанные в уведомлении показатели не соответствуют контрольным соотношениям, уведомление может быть признано полностью или частично непредставленным.
7.2. Работодателей освободили от обязанности подтверждать основной вид деятельности. Напомним, что подтверждать в СФР основной вид экономической деятельности требуется для установления коэффициента по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, поскольку тариф взносов на травматизм зависит от того, к какому классу риска относится основной вид деятельности страхователя. С 1 сентября 2025 года данное требование упразднено, но у организаций появится другая обязанность.
7.3. С 7 февраля изменены правила расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на ОСС по травматизму. Теперь при расчете размера скидки и надбавки исключаются несчастные случаи на производстве, произошедшие в результате обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины и террористических актов.
Заявление об установлении скидки теперь можно подать в любой территориальный орган СФР (раньше - только по месту своей регистрации). Организации бюджетной сферы наравне с другими страхователями вправе обратиться в СФР за скидкой к тарифу взносов по травматизму. Правила обращения за скидкой к страховым взносам на травматизм тоже обновились.
8. Новшества для федеральных органов и учрежденийЦелый пакет новшеств принят в отношении министерств, ведомств и учреждений федерального уровня. Так, для федеральных ГАБС утвердили сроки сдачи промежуточной и годовой отчетности в 2025 году, а федеральным учреждениям скорректировали форму госзадания и отчета о его выполнении. Изменения связаны с порядком планирования и реализации научных исследований и разработок (НИР).
С 17 февраля Правительство РФ обязало бюджетные учреждения, подведомственные федеральным органам власти, осуществлять ряд закупок с использованием единого агрегатора торговли (ЕАТ) "Березка". До этого такая обязанность была предусмотрена лишь для федеральных органов исполнительной власти и находящихся в их ведении федеральных казенных учреждений.
С 1 сентября вступают в силу новые правила:
предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам ФГУ с ненормированным рабочим днем;компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах и учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;возмещения расходов при переезде на работу в другую местность работникам федеральных органов и учреждений.