Тренд на индивидуальные поездки: массовый туризм сдает позиции?
Публикуем итоги прошлой недели для туристической отрасли — авторский взгляд на события в турбизнесе от гендиректора Profi.Travel Алексея Венгина. В этот раз он обратил внимание на интересный тренд, который касается и внутреннего, и въездного туризма.
Внутренний туризмПо данным АТАГ и АТОР, этим летом бронирования через агрегаторов выросли на 13%, а вот продажи организованных туров — сократились на 10–13%. Основное падение организованных туров пришлось на массовые пляжные направления, прежде всего Краснодарский край, но эта тенденция показательна и для других регионов.
Эксперты отмечают, что рост цен на размещение (10–25% за год) сделал туристов сверхчувствительными к стоимости: семьи стали чаще выбирать апартаменты (+30%), загородные дома (спрос удвоился), гостиницы без питания.
При этом важно помнить: агрегаторы продают отдельные элементы — отели и билеты. Полноценный турпродукт на их базе собрать невозможно. Я писал об этом подробно в своём недавнем посте: у агрегаторов пока нет ни маршрутов, ни сценариев, ни набора необходимых сервисов. Поэтому паниковать принимающим туроператорам и турагентам рано — они нужны там, где туристу нужен не просто отель, а продукт, ведущий к впечатлениям. Но менять подходы придется.
Въездной туризмПлатформы стали одним из важнейших каналов дистрибуции и на въездном рынке. Не менее интересная картина видна в статистике АТАГ по иностранцам.
Китай: этим летом самостоятельных туристов стало больше на 5%, а на осень уже прогнозируется +35%; после введения безвиза ожидают рост до 40–45%. Индия: +40% за лето. Саудовская Аравия: +20% к прошлому году. Осенью в первую пятёрку добавились Турция (+3%) и ОАЭ (+5%).География поездок тоже примечательна. По второй новости: летом половина всех бронирований пришлась на Москву, но осенью этот показатель снизился до трети. Зато вырос интерес к Владивостоку (ВЭФ), Мурманску (сезон северного сияния), Новосибирску, Екатеринбургу, Кавминводам.
В предпочтениях размещения иностранцев лидируют отели 4* (35% бронирований), на втором месте «трёшки» (19%), на третьем — «пятёрки» (15%).
Анализировать такие вещи стало возможным именно сейчас — АТАГ впервые начал публиковать агрегированную статистику сразу от нескольких платформ-участников ассоциации. До этого были только разрозненные данные, а теперь появилась возможность увидеть общую картину рынка. Конечно не хватает сравнения в цифрах, а не только в процентах, но что имеем).
ВыводОбщий мировой тренд на индивидуализацию туристических потоков теперь стал явно виден и в России. Это сигнал, над которым стоит задуматься уже сегодня всем, кто работает над развитием туризма в регионах: властям, принимающим туроператорам и отелям.
Тем, кто ориентирован только на массовые эконом-сегменты, будет всё сложнее — платформы и агрегаторы будут перехватывать эти потоки. А вот те, кто сконцентрируется на маржинальных клиентах, выиграют.
Кстати, именно здесь возрастает роль турагентов: у них сконцентрирована высочековая аудитория, требующая индивидуального подхода и готовая платить за качественный продукт.
Первый случай, когда туриста, получившего повестку из военкомата, не выпустили за границу, произошел в аэропорту Шереметьево. Об этом сообщает телеграм-канал «Пограничный контроль». Закон о запрете выезда для призывников был принят еще в 2023 году, тогда же появилась обязанность сдавать на хранение загранпаспорт. О том, скажется ли фактическая реализация запрета на турфирмах, эксперт 12 сентября рассказал Profi.Travel.
Как сообщает телеграм-канал, 28-летнему россиянину электронная повестка пришла 8 сентября. Медкомиссию ему назначали на 22 октября. На сайте реестра повесток запрет на выезд стал отображаться сразу же, однако отпуск был запланирован еще в мае. Турист решил рискнуть и попробовать все же отправиться на отдых. На паспортном контроле в Шереметьево его остановили, сотрудники погранслужбы вызвали офицеров. Они сообщили, что запрет на выезд зафиксирован в базе, и уточнили, что подобный случай — первый в их практике.
Для снятия запрета ему посоветовали явиться в военкомат.
Учитывая произошедшую интеграцию баз с реестром, такие случаи могут стать массовыми. Сложность в том, что турист, бронируя поездку, не может спрогнозировать, в какой момент ему может прийти повестка. Кстати, еще на старте принятия законопроекта эксперты опасались, что ограничения на выезд могут стать серьезной проблемой для выездного туризма: россияне начнут отказываться от путешествия за рубеж из опасений, что к моменту вылета они получат повестку и просто не смогут выехать из страны. Тем более, уточняли эксперты, этот случай не покрывается страховкой от невыезда. Правда, как рассказала Profi.Travel директор филиала страховой компании ЕВРОИНС «Туристическое страхование» Юлия Алчеева, на рынке уже появились расширенные варианты полиса, где в перечень рисков входит призыв на срочную военную службу или военные сборы. «Мы такой расширенный вариант страхования от невыезда ввели недавно, реализуем пока только в прямом канале, поздней осенью предложим партнерам», — уточнила эксперт.
Как пояснил Profi.Travel вице-президент РСТ, генеральный директор ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов, туроператорам в этом случае не придется возвращать 100% средств за несостоявшийся тур. «Закон предусматривает возврат стоимости тура только в случае заключения контракта на военную службу либо мобилизации», — подчеркнул он.
Эксперт добавил, что повестка в электронном виде не обязательно означает призыв на военную службу. «Это может быть повестка для сверки данных воинского учета или прохождения медкомиссии. Ее игнорирование может повлечь за собой ограничение выезда за рубеж», — добавил он.
«В обязанности туроператоров или турагентов проверка воинского статуса туристов не входит, и принимать на себя такие обязанности не следует, — подчеркнул Георгий Мохов. — Туристы обязаны самостоятельно проверять свой статус военнообязанного и следить за поступающими документами на госуслугах».