Тульское УФСБ рассекретило дело пособника нацистов Клименко. Эксклюзив
Пожелтевшая обложка, часть страниц рукописная, часть напечатана на машинке, красные пометки карандашом на полях. Это дело с пометкой «Хранить постоянно» заведено около 70 лет назад: большая часть документов датирована 1954 годом, а фотографии его единственного фигуранта – во вклеенном конверте, с обратной стороны обложки.
Яков Клименко, он же Ермолай. Работал грузчиком на шахте Сталиногорского треста. Образование 7 классов. Их, впрочем, хватило, чтобы придумать себе легенду, которая позволила скрываться от правосудия добрый 10-ок лет. Сослуживцам он представлялся узником концлагерей Дохау и Бухенвальд, на самом деле он служил в рядах СС, надзирателем Львовского концлагеря. История для уроженцев Украины, попавших в плен, типичная, говорит генерал ФСБ в запасе Владимир Лебедев.
Владимир Лебедев, генерал-майор ФСБ в запасе: «Он попал в поле зрения, посмотрели. Родился на Украине, почему-то на Украину не ездит, родственников нет, живет тихо-мирно. Вроде, толковый человек, а выше грузчика на шахте не поднимается. Начинаешь копать – и там обнаруживается очень много интересных вещей за этим человеком».
Обучение Клименко проходил в Польском лагере Травники. В качестве итогового испытания ему поручили расстрелять человека. А это уже фотографии, сделанные в тех лагерях, где он числился надзирателем. Сколько пар ботинок в огромную груду, проходя мимо вот этой костедробилки, он кинул лично, конечно, не установить, но убил он еще как минимум одного человека. После чего затерялся среди тысяч освобождённых узников.
Константин Ферапонтов, командир штаба Тульской региональной поисковой организации «Они сражались за Родину», глава Суворовского района: «Были примеры, когда документы у тех людей, которые погибли, у мирного населения, у бойцов и командиров Красной Армии, забирались, переклеивались фотографии, и под видом других людей эти личности проживали на территории нашего региона и соседних регионов».
А одним из главных доказательств его вины стала вот эта фотография, сделанная в концлагере, увеличенная и сопоставленная с новыми изображениями.
Владимир Лебедев, генерал-майор ФСБ в запасе: «Тут нанесены разные точки, стрелками показаны характерные точки строения черепа, лица, как крылья носа расположены, уши, дуги бровей. Их можно накладывать одну на другую с помощью диапроектора».
Приговором пособнику нацистов, разумеется, стал расстрел, но впоследствии суд заменил его лишением свободы на срок в 25 лет. Далее о Якове Клименко ничего не известно, но его дело стало одним из тысяч подобных. И то, что теперь они рассекречены, проливает свет на ранее не известные страницы истории Великой Отечественной войны.

