Турист настаивал, чтобы за вид из окна турецкого отеля заплатил турагент
Туристу настолько не понравился отель в Стамбуле, что он не смог в нем жить и за свой счет переселился в другой. Вернувшись в Россию, он подал иск к турагенту, указав, что описание гостиницы совершенно не соответствует действительности. И выиграл его: часть средств действительно взыскали с агента. Однако апелляционная инстанция изменила решение: деньги турист получить должен, но с туроператора. Клиент с этим не согласился. По его мнению, надлежащий ответчик — именно агент. О том, чем в итоге закончилось дело, написали в материале Profi.Travel.
По договору в сентябре 2023 года турист оплатил услуги по подбору и бронированию тура турагенту ООО «Глобал-Тур». На его сайте познакомился с каталогом отелей и из представленных и подходящих по описанию и фото выбрал Istanbul Comfort Hotel 3*.
По приезде оказалось, что описание действительности не соответствует. «В отеле нет никакого сада, спа, салона красоты и ресторана, нет лифта, тем более оборудованного доступа для колясок и гостей с инвалидностью, стоянки на территории нет, так как там нет никакой территории, отель расположен на узкой дороге», — говорится в материалах дела https://судебныерешения.рф/93682727.
Также, по словам туриста, в отеле было очень грязно, мебель — в ненадлежащем состоянии, дверь в туалетную комнату не закрывается. Обещанного вида из окна нет, а в 6 утра постояльцев будит призыв на молитву из соседней мечети. Кроме того, путешественник пожаловался на отвратительное обслуживание во время завтрака, грязную посуду и продукты плохого качества. Оставаться в таком отеле он не смог — переселился в другую гостиницу за свой счет.
Вернувшись в Россию, турист обратился в суд с иском к турагенту о взыскании стоимости проживания в отеле Istanbul Comfort Hotel 3* (36 500 рублей), неустойки (3 285 рублей), компенсации морального вреда (5 000 рублей), расходов на экспертизу (22 000 рублей), комиссии за перевод (220 рублей) и штрафа. Иск мотивировал недостоверным описанием объекта размещения и ненадлежащим качеством услуг.
Мировой судья судебного участка № 88 в Советском районе Красноярска удовлетворил иск частично и взыскал с турагента ООО «Глобал-Тур» эти средства, уменьшив с 5000 до 1000 руб. компенсацию морального вреда. Штраф по Закону о защите прав потребителей составил 18 250 руб.
В иске к туроператору ООО «Регион Туризм» было отказано полностью. Однако апелляционный суд, руководствуясь Федеральным законом № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и разъяснениями Верховного Суда РФ, изменил решение и признал надлежащим ответчиком туроператора, взыскав с него те же суммы. А вот в иске к агенту — отказал.
Это решение не удовлетворило туриста. В кассационной жалобе он настаивал, что суд первой инстанции верно определил надлежащим ответчиком турагента как лицо, не предоставившее полной и достоверной информации об отеле. Туроператор же, по мнению истца, не должен был отвечать по спору. Заявитель просил отменить апелляционное определение в части возложения ответственности на туроператора и принять новое судебное постановление.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции оставил определение без изменений и поддержал правовую позицию апелляционной инстанции:
туроператор несет ответственность перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта; ответственность наступает независимо от того, кто непосредственно оказывал услуги (если иное не установлено законом).Кроме того, это же указано в договоре между истцом и ООО «Глобал-Тур»: за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, независимо от того, кем оказываются услуги, отвечает туроператор.
«Меня и заинтересовало в этом деле, то что турист пошел в кассацию, подготовил жалобу только для изменения надлежащего ответчика», — прокомментировал ситуацию вице-президент РСТ, генеральный директор ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов.
Он подчеркнул, что в большинстве споров по качеству проживания суд возлагает ответственность именно на туроператора. «Возможно, в данном случае была реальная ошибка турагента в выборе дешевой гостиницы и клиенту дали недостоверную информацию: по незнанию или по ошибке, но это обидело туриста», — предположил эксперт.
Теоретически, по его словам, туроператор может представить доказательства. Например, скриншот сайта с описанием отеля. Но суд, в свою очередь, может их и не учесть.
Кстати, сейчас на сайте туроператора в описании этого отеля обещают только бар, русскоговорящий персонал и возможность размещения с животными. А вот у агрегаторов можно найти в описании и лифт, и парковку. При этом отрицательных отзывов на гостиницу довольно много. В них фигурирует грязь и тараканы, завтрак также не вызывает у гостей восторга, хвалят только расположение.
12 декабря в Национальном центре «Россия» состоится финал проекта «Открой твою Россию». Проект стал ключевым событием международной программы развития въездного туризма, объединяющего регионы, органы власти, бизнес и международных партнёров вокруг формирования новой архитектуры туристической отрасли страны. Зарегистрироваться на мероприятие можно тут.
О проектеПроект «Открой твою Россию» продолжается уже больше года. Организатор — автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Реализуется проект при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации, Фонда «Центр стратегических разработок», Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) и CosmosHotelGroup.
Эксперты медиахолдинга Profi.Travel также привлечены к работе над проектом. За это время с их участием была разработана методология развития въездного туризма в регионах, созданы диагностические карты для оценки состояния рынка въездного туризма в конкретном регионе. Инструменты тут же опробовали сформированные региональные команды профессионалов турбизнеса. Все они прошли обучение по развитию въездного туризма в регионе. 12 декабря эти региональные команды и редставят результаты своей работы.
«Мы приглашаем всех, кого интересует, как выглядит будущее въездного туризма в России. Такая масштабная и системная программа по развитию въездного туризма у нас в стране реализуется впервые, — говорит Алексей Венгин, генеральный директор Profi.Travel и соруководитель комитета РСТ по въездному туризму, — 12 декабря ждем тех, кто хочет узнать, как планирует государство развивать сегмент въезда и как выглядит новый концептуальный региональный продукт».
Что будет во время финала проекта «Открой твою Россию»Центральным событием станет финала презентация лучших региональных и межрегиональных туристических продуктов, ориентированных на приоритетные зарубежные рынки, а также торжественная церемония награждения финалистов программы.
В программе:
● профессиональный диалог с экспертами федерального и международного уровня, ● демонстрация практических кейсов регионов, ● подведение итогов образовательного трека, заложившего системную основу для работы с иностранными туристами и инвесторами.В рамках мероприятия будут открыты тематические дискуссионные площадки. Студенческо-отраслевая сессия «Будущее гостеприимства: профессии въездного туризма» станет пространством для обсуждения новых карьерных траекторий, востребованных компетенций, возможностей молодежи и стартап-культуры в туризме.
Пленарное заседание посвящено итогам реализации программы «Открой твою Россию».
В повестке заседания:
● анализ ключевых барьеров отрасли, ● презентации лучших практик регионов, ● обсуждение цифровых решений ● модели комплексного развития въездного туризма в России.Мероприятие станет точкой соединения стратегических решений, профессионального сообщества и новых смыслов, формирующих открытый, современный и конкурентоспособный образ России на мировой туристической карте.
Ссылка на регистрацию тут>>
