Турист отсудил у туроператора половину стоимости тура из-за наводнения в Таиланде

Турист отсудил у туроператора половину стоимости тура из-за наводнения в Таиланде

Отпуск айтишника из Новосибирска Алексея и его семьи превратился в испытание — в августе 2024 года их отдых на Пхукете нарушило сильное наводнение. Семья приобрела двухнедельный тур стоимостью около 500 тысяч рублей — в цену входил перелёт, проживание в отеле 4*, трансфер и страховка. Туроператор должен вернуть ему более половины суммы. О том, как суды решают подобные споры, юрист рассказала Profi.Travel 29 октября.

Чтобы сэкономить, поездку туристы выбрали на конец августа — в сезон дождей. Через несколько дней после их приезда на остров начались сильные ливни. В ночь на 23 августа дождь не прекращался, и вода с гор затопила улицы и подвалы домов — в том числе и того отеля, где отдыхала семья Алексея. По его словам, в гостинице воды было по колено. Как раз в это время Алексей с сыном отравились, пообедав в уличном кафе.

Семья попыталась вызвать врача, однако страховая компания ответила, что нужно добираться в госпиталь самостоятельно. Из-за состояния здоровья и затопленных улиц это было невозможно.

Электричество в отеле вскоре восстановили, а водоснабжение — нет. Постояльцам выдавали ведра, чтобы брать воду из бассейна, а питьевой воды хватало лишь на поллитра на человека в день.

Туроператор предлагал переехать в другой отель — с доплатой, и Алексей решил поменять гостиницу самостоятельно. Оставшиеся шесть дней семья провела в пятизвёздочном отеле за свой счёт.

Вернувшись домой, Алексей обратился за компенсацией неиспользованных дней отдыха в оплаченном отелей. Он рассчитывал получить 53 тысячи рублей. Туроператор согласился выплатить только 35 тысяч руб., после чего турист направил досудебную претензию, а потом подал иск.

Интересно, что, по словам самого туриста, представители туроператора на суде предоставили данные о билетах по завышенной цене — выходило, что их стоимость была практически равна сумме, которую Алексей отдал за весь тур. При этом, как утверждает турист, расчеты туроператора опровергали «реальные цены на сайте авиаперевозчика в сезон дождей».

Суд первой инстанции присудил семье 96 тысяч рублей, однако обе стороны подали апелляции.

В итоге в октябре 2025 года Новосибирский областной суд вынес новое решение: взыскал с туроператора 252 тыс. руб.: 38 тыс. руб. за проживание, 100 тыс. неустойки, 84 тыс. штрафов, 30 тыс. — компенсация морального вреда.

«Туристы отказались от части услуг и потребовали возврат за средств за них. По закону он производится за вычетом фактически понесенных туроператором расходов, которые туркомпания обязана доказать, — пояснила юрист «Альянса туристических агентств» Мария Чапиковская. — Доказательствами может послужить платёжный документ, отправленный в отель, договор, инвойс и тому подобное. Далее суд оценивает, достаточно ли этого для подтверждения ФПР. Когда в расчётах появляются какие-то расхождения, то суд может не удовлетвориться этими документами и взыскать денежные средства».

При этом, по ее словам, по закону «О защите прав потребителей», помимо основной суммы, взыскивается неустойка, штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке. В этом случае сумма возрастает и может в 2-3 раза превысить стоимость самого тура.

Туроператор «Библио-Глобус» подал иск к тунисской авиакомпании Express Airline на $6 млн еще 4 августа. Детали требований не раскрывались, но предположительно, речь идет о сорванных рейсах в Тунис. Заседание по этому делу было назначено на 24 сентября. Однако суд решил отложить его, поскольку нет уверенности, что тунисский перевозчик поставлен в известность о том, что должен присутствовать на рассмотрении дела.

Согласно материалам суда, представители «Библио-Глобуса» в назначенное время явились и даже представили доказательства того, что туроператор лично уведомил Express Airline о рассматриваемом деле. Однако от перевозчика никакого ответа не поступило, и суд перенес заседание, «учитывая необходимость извещения ответчика». Новая дата — 27 апреля 2026 года. При этом сразу же указана и «резервная дата», видимо, на тот случай, если семи месяцев для оповещения перевозчика не хватит, — 10 августа 2026 года. То есть через год после подачи «Библио-Глобусом» исковых требований.

При этом, если сравнить курс доллара на дату направления иска туроператора в суд и сегодня, то в рублевом эквиваленте сумма уже снизилась на 100 тыс. рублей. Впрочем, на рынке считают, что через год курс рубля вряд ли будет таким же сильным, как сегодня. В Сбербанке, например, полагают, что доллар еще до конца года будет стоит 90 руб. И причин для его дальнейшего укрепления в отрасли также не видят.

Однако сама невозможность получить свои средства и пустить их в оборот в течение такого долгого времени обесценивает их, подчеркивают эксперты. К тому же, пока нет никаких гарантий, что деньги в принципе удастся взыскать. Как комментировал Profi.Travel вице-президент РСТ, генеральный директор ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов ранее, перспективы сильно зависят от содержания договора, его условий в части форс-мажора, досрочного расторжения, штрафов. «Кроме того, получить судебное решение о взыскании — это не значит его исполнить, особенно если ответчик находится в юрисдикции другой страны», — подчеркивал юрист.

Напомним, «Библио-Глобус» объявил о полетной программе Express Airline в Тунис из Москвы и Санкт-Петербурга в феврале этого года. Старт программ был намечен на 26 апреля. Однако буквально за пару дней до этой даты рейсы Express Airline исчезли из системы бронирования туроператора. «Библио-Глобус» заявил, что в предоставлении услуг по перевозке в Энфиду отказала сама авиакомпания.

 

Профи Трэвeл Профи Трэвeл

18:07
29
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025