Туриста не пустили в Турцию из-за срока действия загранпаспорта — заплатит турагент

Туриста не пустили в Турцию из-за срока действия загранпаспорта — заплатит турагент

Новости о том, что туриста не выпустили из страны из-за дефекта или ошибки в загранпаспорте, появляются все чаще. Все претензии обычно переводят к МВД. Но если путешественника не впустили в страну отдыха из-за срока действия документа, кто виноват? Сам незадачливый владелец паспорта? Невнимательный турагент? А если и тот, и другой знали, но решили действовать на свой страх и риск? Юристы рассказали Profi.Travel о том, чем грозит такая ситуация агенту.

Фальшивая дата в заявке

История началась летом этого года, а информация о судебных решениях появилась осенью. О ней рассказал портал «Гарант.ру». Жительница Архангельска планировала поездку в Турцию: и отдохнуть, и в соревнованиях по теннису принять участие. Она приобрела турпакет (перелет, проживание, групповой трансфер) стоимостью более 100 тыс. руб., а также авиабилеты до города вылета. Но сразу по прилете в Турцию туристку поместили в спецприемник, а потом депортировали в Россию. Оказалось, что срок действия загранпаспорта не имел необходимого для Турции «запаса» — не менее 120 дней с момента въезда.

Причем оформление тура объяснялось не невнимательностью сотрудника турфирмы. Как уточняет «Гарант.ру» со ссылкой на материалы дела, «турагент, достоверно зная о сроке действия заграничного паспорта истца менее 120 дней, при этом в выездных документах указал иную дату истечения срока действия заграничного паспорта, которая не соответствовала фактической дате, обозначенной в документе».

Туристка тоже знала о проблеме. Как выяснилось, существует примечание к договору, в котором указано, что у истца не хватает срока годности паспорта для посещения Турции, и что «с разрешения туриста месяц даты окончания действия был исправлен на иной, о возможных рисках на таможне турист предупреждена и согласна». Однако, как разъяснил суд, в этом приложении, как и в договоре, имеется лишь подпись заказчика тура, а подпись истца, то есть самой туристки, отсутствует.

В итоге суд взыскал с турагента стоимость путевки, перелета, неустойку, компенсацию морального вреда и «потребительский» штраф в размере половины присужденного.

Турагентам стоит быть внимательнее

Юристы рассказали Profi.Travel, должен ли турагент обращать внимание на сроки действия паспортов своих клиентов и что могло бы измениться, если бы документы подписывала сама туристка.

«Агент обязан предоставить туристу сведения о порядке выезда в страну размещения, в том числе проинформировать о минимально допустимых сроках действия паспорта, — подчеркнул юрист компании «Юристы для турбизнеса» Байбородин и партнеры» Максим Ковалевский.

Более того, он отметил, что в соответствии с условиями большей части заключенных агентских договоров с туроператорами, именно турагент несет ответственность за надлежащее информирование потребителей о сроках действия документов, а также за последствия в случае бронирования, если сроки меньше, чем нужно. Случаи возложения ответственности на агента не так уж редки в правоприменительной практике.

Юрист подчеркнул, что в ст. 14 Федерального закона № 132-ФЗ от 24.11.1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и п. 9 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утв. Постановлением Правительства РФ № 1852 от 18.11.2020 г., указано, что при заключении договора о реализации туристского продукта туроператор, турагент обязаны представить достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и выезда, включая сведения о необходимости наличия визы.

При этом, уточнил эксперт, состав информации не конкретизирован. «Судебные органы при оценке ситуации предсказуемо исходят из того, что турагент — это профессиональный участник отрасли, который должен максимально позаботиться об интересах туриста, — подчеркнул Максим Ковалевский. — Именно поэтому оставление без внимания вроде бы мелких, но на самом деле важных деталей нередко оборачиваются для турагента финансовыми потерями. Спектр таких деталей весьма широк — и срок действия документа, и некорректное указание в нем пола/возраста владельца, и отсутствие необходимого количества пустых страниц для получения въездной визы. Исключением, пожалуй, являются совсем уж специфические изъяны документа, в которых турагента действительно сложно назвать специалистом (например, неочевидные ошибки в данных машиночитаемой строки)».

Приложения, примечания к заявке, расписки, даже если в них будет стоять автограф туриста, скорее всего, агенту не помогут. Юрист напомнил, что согласно ст. 16 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей» к недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся условия, которые исключают или ограничивают ответственность исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Такие условия договора — ничтожны.

Юрист пояснил, что правоприменительная практика в подобных случаях исходит из того, что турагент не может переложить свою ответственность (за потенциально неисполнимую сделку) на потребителя. То есть те или иные расписки, в том числе и когда заказчик настаивает на заключении договора, далеко не всегда срабатывают в судах.

«Турагентам рекомендовано внимательнее относиться к документам, которые предоставляют заказчики, проверять основные данные, а также насколько документ годится для совершения путешествия, — подчеркнул Максим Ковалевский. — В случае выявления очевидных признаков того, что у туриста могут возникнуть проблемы при прохождении пограничного контроля — обязательно информировать об этом клиента. В таких случаях заключение договора — зона реального риска появления проблем».

Сегодня агрегаторы подвели итоги месяца после отмены Китаем виз для россиян. Спрос вырос более чем в 2 раза. при этом динамика в организованном туризме скромнее. О том, как изменился спрос на КНР и есть ли проблемы у россиян на границе, эксперты сегодня, 15 октября, рассказали Profi.Travel.

Ничего драматичного нет

Генеральный директор «Транс-Шоу Тур» (TS tours) Сергей Назаров подчеркнул, с серьезными проблемами туристы на границах не сталкиваются.

Однако, если в первые одну-две недели все проходило максимально гладко, то сейчас появляются сообщения о различных сложностях. Например, туристам задают вопросы о турецких штампах, обратных билетах.

В целом, по мнению экспертов, ничего драматичного нет. Очереди наблюдаются, но они были всегда и сейчас не увеличились.

Самостоятельных туристов стало в 2-2,5 раза больше

По информации агрегаторов, выросло количество тех, кто отправился в Китай с 15 сентября по 15 октября, и тех, кто бронировал в это время авиабилеты и отели на более дальние даты.

Так, по данным «Туту», в первый месяц безвизового режима спрос на перелёты в Китай увеличился на 60% по сравнению с прошлогодним. За месяц безвизового режима отели в Китае стали бронировать на 84% чаще, чем в 2024 году, а в материковой части — в два раза, сообщила пресс-служба сервиса путешествий.

В «Яндекс Путешествиях» отметили, что спустя месяц после введения безвиза количество бронирований отелей в Поднебесной выросло в 2,4 раза, а авиабилетов — в 5 раз.

Интерес к стране наблюдается как при планировании повседневных поездок, так и для отдыха в период ноябрьских и новогодних праздников.

«Китай стал настоящим хитом выездного туризма для россиян этой осенью. Интерес к направлению продолжает расти, и к Новому году спрос на отдых в Поднебесной среди самостоятельных туристов может вырасти до 2,5-3 раз. Таким образом Китай может уверенно войти в топ-5 зарубежных направлений на Новый год, а мы увидим новый тренд — колоритные китайские улочки вместо европейских рождественских ярмарок», — цитирует пресс-служба «Яндекса» слова директора Ассоциации туристических агрегаторов (АТАГ) Александра Брагина. Если в августе Китай входил в топ-10 направлений для зарубежных авиаперелетов, то на период будущих новогодних праздников занял 2 место.

По данным «Туту», средний чек за билет туда-обратно составил 75,4 тысячи рублей — на 17% дороже, чем месяцем ранее. А вот средняя стоимость забронированной ночи, по статистике Туту, снизилась на 7% — до 8,1 тысячи рублей.

В «Яндекс Путешествиях» привели такие данные: средняя цена за ночь в отелях КНР составляет 10 390 рублей. В числе выгодных направлений — Чэнду (6 100 рублей), Сиань (6 130 рублей), Иу (6 480 рублей).

Только ли безвиз обеспечил рост, и что с клиентами туроператоров?

В организованном туризме, по словам экспертов, данные иные. Еще месяц назад эксперты выражали мнение, что безвиз может вызвать отток клиентов туроператоров, так как туристы предпочтут самостоятельные путешествия. Правда, обсуждалась и версия, что этот отток может быть нивелирован общим ростом спроса на поездки в КНР.

«Естественно, туристы пытаются сейчас уехать в Китай, минуя туроператоров, поскольку все стало гораздо проще. При этом нельзя сравнивать месяц после безвиза с месяцем до него, потому что наступил высокий сезон. Спрос повысился в октябре — это пик сезона, — отметил Сергей Назаров. — Но все связывают увеличение именно с введением безвиза с 15 сентября».

Эксперт подчеркнул, что у туроператоров спрос тоже повысился, но не в разы. Серьезные цифры в основном у тех, у кого этот рост идет с низкой базы.

Кстати, данные подтвердили в «Слетать.ру»: уровень спроса на туры в Китай с бронированиями с 15 сентября по 15 октября и заездами в течение всего 2025 года на 16% превышает аналогичные показатели бронирований месяцем ранее (с 15 августа по 15 сентября). Если же сравнивать данные бронирований с 15 сентября по 15 октября этого и прошлого годов — увеличение существенно выше, но не в 2-2,5 раза, а на 68%. Число туристов, которые отдохнули в Китае в первый месяц после безвиза, на 73,2% выше, чем за аналогичный период прошлого года.

Вместе с увеличением количества туристов упал средний чек. Вероятно, стало больше бюджетных путешественников. Средний чек на туры в Китай, по данным «Слетать.ру», снизился на 14,1%, до 142 150 рублей.

Новые направления и классика

По данным «Яндекс Путешествий», наибольшим спросом пользуются традиционно популярные у туристов направления: Шанхай (29% от общего количества бронирований зарубежных отелей), Пекин (23%), Гуанчжоу (9%).

В первый месяц безвизового режима треть россиян (31%) выбрала Пекин, следует из статистики сервиса путешествий «Туту». В пятёрку популярных направлений также вошли Шанхай (22%), Гуанчжоу (14%), Харбин (10%) и Шэньчжэнь (5%).

У «Слетать.ру» статистика такая: в топ курортов в рамках путешествий по Китаю в течение 2025 года входят: о. Хайнань, Шанхай, Пекин, Гуанчжоу, Далянь.

Вероятно, география путешествий россиян вскоре расширится. Сергей Назаров рассказал, что китайские провинции сейчас пытаются активнее выходить на российский рынок. Состоялась серия рекламных туров, российским туркомпаниям показывали новые места, локации. При этом он отметил, что туроператоры пока пытаются восстановить те объемы, которые были до 2020 года.

На рынке вновь чувствуется интерес к круизам по Янцзы, хороший спрос на парк Чжанцзяцзе, где снимался фильм «Аватар».

В «Интуристе» ранее рассказывали, что к старту безвиза запустили порядка 20 новых экскурсионных программ по городам материкового Китая. В «Русском Экспрессе» также говорили о расширении групповых программ, которых в итоге должно стать в два раза больше.

В Tez Tour подтвердили: Хайнань — в лидерах, но с запуском безвизового режима интерес туристов начинает смещаться и к крупным городам материкового Китая — Пекину, Шанхаю и другим. «Однако, стоит отметить, что пока туристы присматриваются к крупным городам как к возможности уехать туда на пару дней в качестве экскурсионной программы. Уверены, что совсем скоро направление привлечет новую волну туристов, которые будут полноценно выбирать отдых на материковом Китае и его комплексное изучение», — добавили эксперты туроператора.

«Новые программы будут внедряться, Китай огромен и неисчерпаем — более половины территории России. Естественно, это огромное культурное наследие, в том числе и нематериальное, находящееся в списке ЮНЕСКО, природные достопримечательности», — подчеркнул Сергей Назаров.

Однако с самостоятельными путешественниками, как рассказал эксперт, китайские принимающие компании не слишком горят желанием работать, так как это сложный процесс. Если в B2B все работает безотказно, то B2C есть трудности с получением оплаты, согласованием тура. Кроме того, самостоятельные туристы чаще меняют программу и могут сделать это в последний момент. А китайские туркомпании не обладают сейчас таким штатом, чтобы решать эти вопросы.

 

Профи Трэвeл Профи Трэвeл

19:06
44
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025