Туристические автобусы перестанут штрафовать за «перевес»
Госдума приняла закон, который вводит мораторий на весовой и габаритный контроль автобусов до 1 сентября 2030 года, сообщает пресс-служба Российского союза туриндустрии (РСТ). Ожидается, что он вступит в силу 1 сентября 2025 года. В таком случае компаниям не будут приходить многотысячные штрафы, которые грозили сделать автобусный туризм неконкурентоспособным из-за удорожания фрахта.
Как уточняют в РСТ, Госдума приняла в третьем чтении законопроект, вносящий изменения в федеральные законы, касающиеся автомобильных перевозок, дорог и дорожной деятельности. Как пояснил глава Экспертного совета РСТ Николай Литаренко, в соответствии со ст. 2 документа, с 1 сентября 2025 года до 1 сентября 2030 года вводится мораторий на весовой и габаритный контроль автобусов, находящихся в официальном реестре лицензий в соответствии с Уставом автомобильного транспорта.
«А это означает, что на время введения моратория автобусы, в том числе и туристические, не будут штрафовать за нарушение «Правил движения тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства». Эти правила, в частности, предусматривают необходимость согласования маршрута в случае перевозки автобусом весом более 18 тонн, а также уплату сбора за вред дорогам. В случае нарушения правил предусмотрены штрафные санкции, согласно КОАП РФ — 375 тыс. рублей», — пояснил он.
Как ранее поясняла руководитель комитета РСТ по детскому, молодежному и семейному туризму Марина Лабутина, владельцы туристических автобусов начали получать штрафы за превышение максимального веса в 18 тонн, установленного для двухосных транспортных средств. Классический автобус на 53–55 человек с багажом оказывается априори тяжелее, а штраф за превышение нормы чуть более чем на 12% составляет 375 тыс. рублей. По ее словам, некоторые получили взыскания на 7 млн руб.
В РСТ проанализировали самые популярные экскурсионные программы по Золотому кольцу России с выездом из Москвы продолжительностью от 1 до 7 дней и протяженностью от 420 до 1620 км. Оказалось, что соблюдение новых норм по выплате компенсации за вред, причиняемый тяжеловесным транспортным средством автомобильным дорогам, кратно увеличивает стоимость фрахта.
«С учетом того, что перевозка составляет порядка 40-50% себестоимости экскурсионного турпродукта, это влечет за собой не менее чем двукратный рост цен для потребителей», — цитирует слова Марины Лабутиной пресс-служба РСТ.
Туристические автобусы, при необходимости, могут объехать рамку по проселочной дороге. Но, например, на Дмитровском шоссе объезд в одну сторону — это еще +30 км. Туда-обратно — + 60 км. А это снова дополнительные расходы и временные затраты.
РСТ неоднократно поднимал тему штрафов для туристических автобусов, обращался с официальными письмами в Минэкономразвития, Совет Федерации, Госдуму. В ходе диалога турбизнеса с представителями органов власти, который состоялся в рамках форума «Путешествуй!» в июне в Москве, Марина Лабутина еще раз подняла эту тему. Тогда министр экономического развития Максим Решетников сказал, что разберется в проблеме и попробует найти верное решение.
Между Россией и Саудовской Аравией открывается прямое авиасообщение: рейсы авиакомпании Flynas стартуют с 1 августа. Летать перевозчик будет в аэропорт Внуково. Билеты уже есть в продаже по цене 28,4 тыс. руб. в оба конца. Полеты планируются три раза в неделю: по понедельникам, средам и пятницам. Кроме того, с октября в расписании аэропорта Шереметьево стоят рейсы Saudia. Планируемая частота: пять вылетов в неделю.
«Это долгожданный рейс. Мы в 2020 году, буквально перед пандемией, вместе с отелями Marriott делали рекламный тур в Саудовскую Аравию, участники были очень воодушевлены. Да и в постковидные годы Саудовская Аравия много предприняла для своего продвижения в России, — рассказал генеральный директор компании «Арт-Тур» Дмитрий Арутюнов. — Одним из существенных препятствий для развития турпотока было как раз отсутствие прямого рейса. Правда, остается еще такой сдерживающий фактор, как необходимость оформления визы, которая очень недёшево стоит: более 100$ на человека. Кстати, над отменой виз сейчас тоже идёт активная работа в МИД России».
Эксперт напомнил, что по экономике Саудовская Аравия входит в число мировых лидеров. «Между нашими странами сейчас очень много деловых связей. Так что рейсы заинтересуют прежде всего бизнес-путешественников, — отметил Дмитрий Арутюнов. — Также надо помнить, что в нашей стране живут, по разным оценкам, от 20 до 30 млн россиян, которые исповедуют Ислам. Для них посещение таких мест, как Мекка и Медина, — это святая обязанность». Подробно о том, какие туристы и зачем сегодня едут в Саудовскую Аравию, Profi.Travel писал здесь.
Руководитель туроператора отметил, что и сейчас туры в Саудовскую Аравию продаются в ежедневном режиме, но на основе стыковочных рейсов. «Я думаю, прямые перелеты будут нацелены на продажу туров непосредственно в Саудовскую Аравию. Также это будет способствовать очередному росту турпотока в Россию, — подчеркнул он. — Наличие прямого перелёта и отмена виз привлечет в нашу страну еще большее число арабских гостей».
«Запуск рейсов, безусловно, простимулирует рост въездного турпотока, так как многие саудовские партнеры уже второй год ждут открытия прямого авиасообщения, — подтвердили в «Интуристе». — Прямые перелеты — это и более комфортный, и более бюджетный вариант поездки, который позволит продвигать российский турпродукт для более широких слоев населения, например, школьников и студентов».
Эксперты компании добавили, что если в допандемийный период количество туристов из Саудовской Аравии, приезжающих в Россию, было на уровне статистической погрешности, то, начиная с 2023 года, наблюдается взрывной рост спроса на туры нашу страну. «В первую очередь, это объясняется упрощением визового режима и запуском электронной визы, — пояснили в „Интуристе“. — В 2024 году Россию посетило более 52 тыс. граждан этой ближневосточной страны, а в первом квартале 2025 года Саудовская Аравия впервые в истории вошла в топ-3 государств по въезду в РФ с 9,9 тыс. туристов. Спрос на поездки в Россию растет, так как, возвращаясь домой, каждый турист советует это направление еще пятерым друзьям и родственникам».
По мнению экспертов компании, вероятнее всего, на рейсах будет примерно по 50% туристов из России и Саудовской Аравии.
Относительно возможности использовать перелеты для транзитных поездок, в компаниях высказали сомнения. «Что касается Flynas, вряд ли это будет актуально, это бюджетная авиакомпания, некий аналог Flydubai. А вот у Saudia довольно большая полетная сетка, в том числе и на востребованные у российских туристов Мальдивы и в страны Азии», — сказал Дмитрий Арутюнов.
В «Интуристе» отметили малую вероятность использования Саудовской Аравии в качестве транзитного хаба, так как для стыковок есть более популярные и бюджетные направления.