Туризм в Пензенской области: какие направления в тренде?
Продолжая серию публикаций о состоянии туризма в регионе, мы решили выяснить, какие его виды в Пензенской области популярны среди гостей, и как они развиваются.
К нам едут автотуристыРанее мы писали, что количество краткосрочных поездок в Пензенскую область увеличилось. Это может говорить о том, что Пенза – точка пересечения более популярных маршрутов для туристов, а также о набирающем популярность автотуризме.
Название говорит само за себя – это путешествие, основное средство передвижения при котором – личный или арендованный автомобиль.
По данным ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), в прошлом году треть россиян (32%) совершили поездки по стране на авто. В большинстве случаев это были мини-поездки, позволяющие за одно путешествие посетить несколько регионов.
Поездка за эмоциямиСобытийный туризм – вид туризма, при котором посещения региона связаны и приурочены к конкретным событиям. Цель такой поездки – посещение фестиваля, шоу, концерта или другого мероприятия культурно-просветительского формата.
Этот вид туризма развивается не только в Пензенской области, но и по всей стране. Он актуален на фоне роста внутреннего туризма. Также, по данным ВЦИОМ, каждый четвертый россиянин посещал мероприятия в другом регионе.
Что примечательно, наиболее активны для выезда в другой регион молодые люди 18-24 лет, а с возрастом активность снижается. При этом более половины жителей страны посещают различные мероприятия по месту жительства.
Путешествие ради знанийЕще один популярный вид туризма в Пензенской области – культурно-познавательный. Он предполагает путешествие с целью посещения и ознакомления с объектами культурного наследия и современной культуры.
В этом направлении у региона большой потенциал – Пензенская область связана с известными именами выдающихся деятелей науки, литературы, искусства, театра, среди них – Лермонтов, Радищев, Белинский, Куприн, Мейерхольд, Мозжухин, Савицкий, Ключевский, Яблочков, Бурденко и многие другие.
Помимо этого, пензенскую землю прославляют единственные в своем роде музеи. Это, конечно, музей одной картины, Никольский музей стекла и хрусталя, музей Ключевского. А самой популярной точкой на карте культурно-познавательного туризма региона был и остается государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы».
Развитие популярных направленийКак мы сообщали ранее, в этом году региону выделено 35 млн рублей на развитие туризма. Влияют ли эти средства на его популярные виды?
В сентябре 2024 года по нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства» было запущено движение по новой «туристической» дороге между селами Абашево и Паны. Время в пути между интересными туристическими районами сократилось на час, что, несомненно, дает возможность гостям региона за короткий промежуток времени посетить еще больше достопримечательностей. Однако вопрос качества дорожного полотна в регионе остается открытым.
Событийный туризм развивается большими темпами, так в календаре пензенцев – около ста разнообразных мероприятий, с каждым годом этот список лишь пополняется. А регион идет этой тенденции навстречу – благодаря также нацпроектам и субсидиям организовываются Межрегиональные и областные фестивали, которые посещают около 60 тысяч человек.
Поддержка культурно-познавательного туризма также не стоит на месте. В области ремонтируются и модернизируются точки притяжения любознательных гостей региона: в прошлом году вновь открылся бывший дом купца Антюшина (ныне – культурный центр Белинский), в 2025 году по нацпроекту «Семья» ремонтируется Никольский музей стекла и хрусталя, областная филармония. Помимо этого, для удобства гостей региона устанавливаются информационные таблички и указатели, открыт городской ТИЦ.
Что касается объектов современной культуры – дело идёт медленными темпами. Конечно, открываются и создаются новые арт-объекты, здания города постепенно начинают украшать граффити, но достаточно ли этого для привлечения молодого поколения?
Сейчас в регионе создан Координационный совет при областном правительстве по вопросам развития туризма. В него входят представители власти, бизнеса, строительной сферы, вузов. Как сообщает профильное ведомство, на заседаниях обсуждаются вопросы кадров для отрасли, точек туристического притяжения, а также рассматриваются инвестиционные проекты. Это показывает, что к вопросу привлекательности региона власти начали подходить комплексно. А как это отразится на привлечении туристов, покажет время.
Текст Дарьи Пименовой, фото из архива редакции