Учителей защитят от родителей, а учеников — от скучной домашки
Домашние задания школьников должны быть понятными, полезными и не загружать всю семью на целый вечер, бюрократическая нагрузка на учителей — оптимальной, а самих педагогов следует защитить от травли и нападок. В осеннюю сессию парламентарии планируют проработать ряд инициатив, направленных на то, чтобы сделать школьную среду более комфортной и повысить качество образования. В преддверии Дня учителя, который отмечается 5 октября, законотворцы и эксперты рассказали журналу «Российская Федерация сегодня», как может измениться отечественная школа в ближайшее время.
Педагоги под огнемШкольная тема — всегда в повестке дня. Недели не проходит, чтобы в прессе не всплыла информация о той или иной неудобной ситуации, а зачастую о ЧП. Вот из недавнего: две матери устроили жестокую драку прямо у школы в подмосковном Бобровом, к которой позднее присоединились и ученики, их дети. Жуткие кадры разошлись по соцсетям, а причиной склоки стал спор о подарках к Дню учителя.
В августе 2025-го громкой стала история про застигнутую в душевой фитнес-клуба классную руководительницу. Мама одного из ее учеников посчитала, что педагог не имеет права оголяться в общественных местах. В качестве доказательства она сделала несколько снимков намыленной женщины и потребовала извинений.
В ответ на эти и другие громкие истории в Минпросвещения создали совет по защите чести и достоинства педагогов, который возглавили глава ведомства Сергей Кравцов и председатель профсоюза образования Лариса Солодилова. Новый орган призван развивать систему защиты профессиональной чести и достоинства учителей, он займется выработкой предложений по совершенствованию соответствующего нормативно-правового регулирования, сообщили в Минпросвещения. Подать обращение в совет может любой учитель. Рассмотрев его, эксперты сформулируют рекомендации для конкретной школы или всей системы образования. При этом любое решение будет носить исключительно рекомендательный характер, подчеркнули в Минпросе.
В 2023 году в закон об образовании внесли поправки, по которым педагогические работники получили право на уважение человеческого достоинства и защиту от любых форм насилия и оскорблений. Норма пока носит скорее декларативный характер, считает глава Комитета Госдумы по просвещению Ирина Белых.
«Нам в этом вопросе важно стратегическое понимание статуса педагога, — сказала она «РФ сегодня». — Закон есть, а положение о защите чести и достоинства только разрабатывается. Сейчас все не обязательно, а рекомендательно. Мы собираем информацию из регионов и передаем в орган исполнительной власти для принятия конкретных решений».
На дальнейшем совершенствовании законодательства настаивает и вице-спикер Госдумы Борис Чернышов. Он предложил разработать специальную методичку для директоров школ, исключающую возможность дисциплинарного воздействия на педагогов по причинам, не связанным с их профессиональной деятельностью, а также запретить чиновникам и общественникам травить учителей за их публикации в социальных сетях, если те не противоречат законам.
«Хорошо бы, чтобы совет при Минпросвещения не стал очередной декларацией, а работал бы с реальными кейсами, помогая педагогам», — сказал «РФ сегодня» Чернышов.
В РФ создали совет по защите профессиональной чести и достоинства педагогов Домашке добавят творчества
Летом 2025-го в Госдуме вернулись к вопросу чрезмерной нагрузки на школьников, в том числе по формату и объему домашних заданий. Поскольку у детей появляются новые возможности для формального выполнения домашнего задания — технологии искусственного интеллекта, поиск готовых ответов в интернете и так далее, председатель Госдумы Вячеслав Володин предложил экспертам на основе мнений родителей и учеников проанализировать, насколько эффективно выполнение домашнего задания в нынешнем виде, по каким предметам оно действительно необходимо и в какой форме и где оно должно выполняться, в школе после уроков или дома.
Парламентарии и раньше поднимали вопрос о домашках, которые зачастую выполняет вся семья, тратя на это весь вечер, напомнила Ирина Белых. В ответ на депутатские чаяния в Минпросвещения внесли поправки в ряд ведомственных приказов. Домашние задания с 1 сентября 2025 года рекомендовали задавать на последнем этапе текущего урока. В случае использования электронного журнала, задание продублируют в нем до конца учебного дня. Задания, требующие продолжительной подготовки, например доклад, реферат, презентация, заучивание стихотворений, будут анонсировать заранее, чтобы обеспечить ученикам достаточное время для их выполнения.
© freepik.com
Действующие нормы СанПиН предусматривают 2,5 часа на выполнение домашнего задания в 6-8-х и 3,5 часа — в 9-11-х классах. Нагрузку на младшую школу с 1 сентября чуть уменьшили. Первоклашки должны тратить на выполнение домашки один час, ученики вторых-третьих классов — 1,5 часа, четвертых — два часа, следует из вступившего в силу приказа Минпросвещения.
Депутатов такие паллиативные меры не устроили, поэтому в осеннюю парламентскую сессию они продолжат работу над новыми форматами домашки.
«Домашнее задание должно быть понятным и полезным, иначе никому не нужно, — уверена Ирина Белых. — Если мы во главу угла поставим понятность, полезность и все-таки не нагрузку на семью, а взаимоотношения учителя с учеником, то сможем и с ребенка снять чрезмерную нагрузку, и работу учителя облегчить».
К слову, об искусственном интеллекте. Хотим мы того или нет, он будет все больше проникать в нашу повседневность, и в сферу образования в частности, уверен первый зампред IT-комитета Госдумы Антон Ткачев. Это значит, что введение в ИИ нужно изучать всем школьникам, а учителям следует пройти соответствующее повышение квалификации, сказал «РФ сегодня» депутат.
«Нужно думать не только о том, как защититься от ИИ и выставить запреты, но о том, как сделать его полезным, продвинуть в авангард», — заключил Ткачев.
6 — 5 — 2: что стоит за цифрамиВ марте 2025 года вступил в силу закон, определяющий исчерпывающий список документов для заполнения педагогами. Школьные учителя должны заполнять только пять обязательных бумаг, преподаватели колледжей — шесть, воспитатели детсадов — два. Перечень документов определен, например, для школы — это рабочая программа по предмету, журналы учета успеваемости и посещаемости, план воспитательной работы и календарно-тематический план.
Правда, пока названные цифры — скорее утопия, считает Ирины Белых.
«Это то, к чему мы стремимся, но сейчас этого нет, — отметила она. — Отказать, к примеру, силовым ведомствам при их запросе, который поступает директору, а тот направляет его учителю, невозможно. Нам надо работать со структурными подразделениями».
Закон касается сокращения бюрократической нагрузки, объяснила депутат, при этом административную — ту, что определяется локальными актами школы, — никто не отменял. Парламентарии тем не менее продолжат бороться за свободное время учителей, детей и родителей, заверила Белых. При этом, по ее словам, в содержании образования родителей вообще нет, и в этом смысле непонятно, почему домашние задания выполняет вся семья.
Что до педагогов, то собираемая ими для отчетов информация должна служить им же пищей для размышления и повышения эффективности работы, считает глава думского Комитета по просвещению. Аналитика по классу поможет понять, на каких темах следует сосредоточиться более подробно.
С такой позицией согласился председатель профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков. Учителя задают детям для самостоятельного изучения новые темы из-за колоссальной бюрократической нагрузки на них, обратил внимание эксперт.
«Им просто некогда думать о качестве обучения, — сказал «РФ сегодня» Казаков. — Поэтому начинать надо с учителей, обеспечив им нормальные условия труда».
Кстати, и школьные конфликты, по мнению профсоюзного лидера, тоже результат перегрузки педагогов. Не все справляются с валом возложенных на них задач и могут срываться на детях. Большинство конфликтов происходит не с участием родителей, а внутри школы — на уроках и переменах, во взаимоотношениях учителей и учеников, заключил Дмитрий Казаков.
Для учителей предложили ввести прогрессивную оплату труда Когда отменят оценки по физкультуре
Тема не новая, но периодически к ее обсуждению возвращаются на разных уровнях. Парламентариям необходимо разобраться в вопросе преподавания физической культуры в образовательных учреждениях, сказала в ходе «правительственного часа» в феврале 2025 года Ирина Белых. По ее мнению, педагог в спортивной сфере должен обладать необходимой узкоспециализированной квалификацией. Такой учитель — не просто человек в спортивной одежде со свистком. Он должен знать анатомию, физиологию, проблемы роста, психологию каждого возраста, понимать, что он, как и все, «внутри образовательного процесса».
© freepik.com
Летом 2025-го, заслушивая отчет главы Минпросещения и его замов по итогам учебного года, Белых сказала, что подумать следует о переформатирования системы оценок не только по физре, но и по музыке, рисованию и труду. В комментарии «РФ сегодня» она объяснила: «Необходимо утвердить содержание для каждого класса. Это может быть разработка проекта, какие-то доклады, как не заболеть, как повысить иммунитет, если речь идет о физкультуре, и так далее. При этом для тех, кто в состоянии, сохранится возможность и заниматься спортом, и сдавать нормативы ГТО».
Вместе с тем глава Комитета Госдумы по спорту Олег Матыцин выступил в защиту оценок по физкультуре, заявляя, что это не менее значимый предмет, чем другие. Потому что физическая активность — это здоровье.
«Важно, чтобы это было системно и дети с самого начала понимали, что они должны заниматься здоровьем, — отметил Матыцин. — Мне сложно понять, почему ученик должен сдать экзамен и быть компетентен в математике, правильно говорить и писать, но являться физически недееспособным либо плохо подготовленным».
Дискуссия пока не вышла в новую плоскость, но в Комитете по просвещению готовы вернуться к экспертному обсуждению уже этой осенью. А в спортивном комитете обобщают мнения и предложения, которые будут доносить до главы государства на заседании Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта, запланированном на ноябрь 2025 года.
А будет ли МАХДрака у подмосковной школы, безусловно, нонсенс, но, пожалуй, каждый родитель может вспомнить спор в чате по тому или иному вопросу. В мессенджерах сегодня даже родительские собрания проводят, хотя официальным каналом общения с педагогами и администрацией образовательной организации по-прежнему остаются только очные собрания, письменные обращения и электронный журнал, сообщила «РФ сегодня» руководитель центра образовательного законодательства и проблем правоприменения Российской академии образования (РАО) Наталья Бондаренко.
Специальных регламентов относительно мессенджеров, которые были бы приняты на федеральном уровне и распространялись на все образовательные организации, не существует, подчеркнула эксперт.
«Грамотные локальные акты школы, принятые в соответствии с требованиями закона об образовании, то есть с учетом мнения советов родителей, способствуют предотвращению конфликтных ситуаций», — сказала Бондаренко.
Единое безопасное пространство для общения по учебе предложили сформировать в новом российском мессенджере МАХ, который уже рекламируют на государственной образовательной платформе «Сферум». Принятый летом 2025-го закон предполагает, что в мессенджер могут быть интегрированы возможности «Сферума», но пока учителя и родители продолжают общаться на платформе в интернете.
Разнарядок регистрироваться в МАХ’е не поступало, отметила в беседе с «Парламентской газетой» директор московской школы № 1409 Ирина Ильичева.
«У нас достаточно чатов с участием родителей, — привела она пример. — Это управляющий чат, чат совета родительской общественности, чат самоуправления с участием ученической общественности. Во всех присутствую и я, и администрация школы, и учителя, что позволяет контролировать работу и своевременно решать возникающие вопросы».
Дополнительно законодательно урегулировать электронное общение учителей и родителей не нужно, считает глава Комитета Госдумы по развитию гражданского общества Яна Лантратова.
«Когда с такими инициативами выступают, не думают: а кто это будет координировать, — сказала она «РФ сегодня». — Опять сами учителя, которые и так перегружены? Будет ли этот труд оплачен? Организация общения с родителями должна оставаться на усмотрение педагога. Ведь все классы разные и только учитель знает, что в его случае правильнее — сделать чат для коммуникации или же для донесения информации с закрытыми комментариями».
Если среди родителей есть скандалисты и были случаи публичной травли, то правильнее поддерживать общение с ними в личных сообщениях, объяснила депутат. И привела пример школы, где учится ее сын: в чате учитель сообщает важную информацию, но не пишет ничего личного и лишнего. Отдельно создан родительский чат, где мамы и папы ведут переписку. Но в него можно и не вступать.
Пенсионеры до начала октября могут выбрать форму соцподдержки