Учиться и лечиться школьники будут одновременно

Учиться и лечиться школьники будут одновременно

Государственный стандарт для школьной формы вступил в силу, но учебным заведениям оставили право самим решать, вводить ее или нет. Более четырехсот тысяч детей в год подолгу лежат в больницах и не могут ходить в свою школу. Для них предлагают создать госпитальные учебные заведения. Как повысят качество жизни подрастающего поколения, в интервью «Парламентской газете» рассказала первый заместитель председателя Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам материнства, отцовства и детства Татьяна Буцкая.

— Татьяна Викторовна, почему ГОСТ для школьной формы вступил в силу, но не во всех учебных заведениях ее носят?

— На самом деле это вопрос к школе. По закону она имеет право выбрать, вводить ли форму, в которой будут ходить учащиеся. И делает это не директор, не учителя, а совет, в который входят и директор, и учителя, и родители, и сами школьники. Это командное решение. Хорошо бы, чтобы на обсуждении присутствовал и врач. Тогда для всех стало бы максимально понятно, зачем нужен утвержденный ГОСТ.

Он ведь по большому счету не про фасоны и модели, а про поддержание здоровья детей. Там четко обозначены требования к основной ткани, подкладочной. Как врач-педиатр могу сказать, что далеко не всегда повышение температуры тела у ребенка зависит от вирусов и бактерий.

Бывает так, что и у совершенно здорового может подняться температура, порой даже выше 37 градусов. И это может быть связано с одеждой, например если платье, пиджак или брючный костюм сшиты из синтетики. Дети активно двигаются, а такая ткань не дает возможности отводить тепло и влагу. И ребенок начинает перегреваться, температура тела повышается. При этом ему нужно что-то писать, решать. Синтетика может вызвать и аллергические реакции — зуд, покраснение, все это влияет на ребенка. Ну и, конечно, главный вопрос — насколько долговечна такая одежда. Вот ради этого и принимался ГОСТ.

Да, там есть нюансы, которые касаются модели, но они не про эстетику, а тоже про здоровье. Например, школьная блузка не должна заканчиваться выше пояса брюк или юбки. Потому что ребенок не может сидеть на уроке с голой поясницей.

Матвиенко назвала улучшение демографической ситуации основной соцзадачей

— Вы проводили исследование, какую примерно сумму в этом году родители потратили на форму. Так сколько же?

— Средняя цена школьной формы в принципе совпадает с той средней суммой, которую сейчас выплачивают для подготовки к школе детей из многодетных семей. В большинстве регионов это около пяти тысяч рублей. К сожалению, есть регионы, которые и три тысячи платят, и меньше, но их единицы. Много и тех, где выплачивают и 10, и 12, и 13 тысяч рублей на подготовку к школе.

— Во всех школах сейчас есть бесплатное питание для детей с 1-го по 4-й класс. Известно ли, как это повлияло на их здоровье?

— Да, известно. Мордовский медицинский институт провел очень интересную научную работу, доказавшую, что у детей, которые получают горячее бесплатное питание, лучше здоровье. У нас есть подтвержденные цифры того, что уменьшается процент ребятишек с анемией, ожирением. А это самые частые заболевания у школьников.

Хочу отметить, что питание называется социальным. И его цель — не только бесплатно накормить детей, но и поработать с родителями. Надо признаться, мы как родители далеко не всегда ставим на стол идеально правильное питание. А если смотреть по нормам, то как раз те каши, котлетки, которые дают в школе на обед, считаются правильными для поддержания детского здоровья. Социальное питание — это про то, чтобы и накормить ребенка правильной пищей, и обучить родителей правильному питанию дома.

© Тимур Ханов/ПГ

После 4-го класса бесплатное питание остается у детей из многодетных семей, детей участников специальной военной операции. Но совет школы может принять решение, что некоторым ребятам, которые находятся в сложной жизненной ситуации, питание тоже предоставляется бесплатно.

И очень важно чтобы питание, которое мы даем детям из этих социальных групп, не отличалось от того, которое можно купить за деньги. Потому что когда социальный обед — это суп и компот, а где-то мы даже видели — компот и булочка, то это не то питание, о котором я сказала. Поэтому наша задача и накормить, и обучить, и проконтролировать.

Приоритеты в развитии системы образования предложили скорректировать

— А родителей как обучаете?

— У нас при Госсовете по направлению «Семья» начала работать группа, которая занимается темой «здоровый ребенок и здоровое питание». И одна из ее задач — выйти на диалог с родителями.

Есть школы подготовки к родам, которые давно работают при женских консультациях, роддомах, перинатальных центрах. Там специалисты общаются с будущими мамами и папами. Но после появления малыша это общение теряется.

Следующее место, где мы можем найти всех родителей, — в общем чате школы. Но за это время здоровье детей уже ухудшилось. Ребятишек с первой группой здоровья от рождения и до школы становится меньше, а школу же оканчивают с первой группой здоровья 10-15 процентов подростков. Это потому, что мы не работаем с родителями. Сами по себе дети здоровыми не вырастут. Им нужны правильный образ жизни, правильное питание, соответствующий уход.

Поэтому мы планируем создавать родительские клубы на базе детских поликлиник, центров поддержки грудного вскармливания, развития ребенка. Потом подхватывать их во время детского сада. И тогда при переходе к школе это уже будут подготовленные родители и более здоровые дети.

— Вы не раз говорили о госпитальных школах. Что это такое и для кого?

— Я очень часто бываю в детских больницах. Несмотря на то что наш Комитет по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, а не здравоохранения, мы заботимся и о ребятах с заболеваниями. Потому что это тоже касается семьи. В России 400 тысяч детей в год лежат в больнице дольше чем 21 день. Если они школьного возраста, а состояние позволяет учиться, то мы не должны лишать их возможности получить знания.

Госпитальная школа — это несколько комнат или отделение в больнице, куда дети могут ходить заниматься. Полностью подготовленные учебные классы, профессиональные учителя.

Иногда учеба дает больше, чем таблетка, потому что ребята строят планы на будущее, стремятся к выздоровлению. Во многих больницах уже есть школы. Но чтобы их стало больше, нужен единый закон. Мы должны утвердить статус госпитальных школ на федеральном законодательном уровне. Работа над законопроектом ведется уже несколько лет, и как только мы ее закончим, будем вносить его в Госдуму.

Вейпы в России могут запретить до начала 2026 года  

Парламентская газета Парламентская газета

04:05
23
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025