Украина – «берлинский эпизод» переговорного процесса
Челночная дипломатия доверенных лиц президента США Дональда Трампа продолжается. Встречи прошли в России, США, Саудовской Аравии, Турции. 14-15 декабря спецпредставитель Стивен Уиткофф и зять президента Джаред Кушнер провели в Берлине двухдневный раунд переговоров с украинской стороной, при участии евросоюзников Киева. После первого дня в Берлине Уиткофф заявил о «значительном прогрессе» в переговорах с Зеленским. 14 декабря встреча длилась пять часов, 15 декабря – два часа.
В эти дни западная пресса вновь наполнилась множеством интерпретаций переговорного процесса, инсайдами неназванных источников в лице «представителей украинской власти» и «западных чиновников». Информационный шум и нарративы вновь наполнили медиа пространство с очевидной целью – повлиять на переговорный процесс.
Судя по заявлениям украинской стороны и западной прессы, основными темами - «камнями преткновения» - стали: территориальный вопрос, численность ВСУ, членство в НАТО, от чего вроде бы Зеленский готов отказаться взамен на гарантии для Украины. Кроме того, обсуждался и вопрос проведения на Украине президентских выборов, который в новых условиях наполняется новым содержанием.
Об этом, в частности, пишет Bild со ссылкой на собственные источники - Киев готов пойти на проведение выборов в течение 100 дней. Кроме того, Киев якобы согласен также пойти на «заморозку» нынешней линии соприкосновения.[i] Но это не устаивает Россию, которая твердо придерживается своей позиции по этому вопросу. Но начнем по порядку.
Выборы вновь становятся очередной уловкой для представителя Украины Владимира Зеленского, давно утратившего легитимность, но сохраняющего власть. Если информация о готовности Зеленского идти на выборы верна, то в этом личная выгода – способ выйти из игры без потерь. Его позиции на Украине, несмотря на коррупционный скандал имени Миндича пока устойчивы, хотя накапливаются системные ошибки. Так, существует угроза потери монобольшинства в Верховной Раде Украины, смелеют политические конкуренты, а самое главное – он президент, решивший воевать с Россией, который потерпит окончательное поражение, и тогда его политическая судьба становится незавидной. В этой ситуации основной план состоит не только в затягивании переговоров, но и в том, чтобы затянуть их грядущими выборами, точнее - дебатами о них. Выборы должны обеспечить легитимного президента Украины, который подпишет мирные договоренности и гарантии для Украины. И все это время требовать от России прекращения огня, демонстрируя – какой Россия несговорчивый «агрессор». Продолжение этого замысла очевидно – по итогу избрать президентом прозападного деятеля, не такого одиозного и токсичного, как Зеленский. Это позволит реализовать план евроглобалистов – под требование выборной и переговорной паузы, демонстрацию ухода Зеленского и избрания очередного «своего» деятеля президентом, перевооружить Украину в период снижения интенсивности боевых действий. Вот чего они хотят добиться. Кстати, боевые действия вдруг перестали мешать выборам на Украине, а раньше это было аргументом не проводить выборы.
Территориальный вопрос. Для Киева это – «заморозка» на нынешней линии соприкосновения. В этом требовании нет военных, политических, дипломатических, исторических оснований, только некий принцип в рамках переговорного процесса
США на переговорах с Украиной настаивают на полном выводе ВСУ из Донбасса, сообщает западная пресса.
Германская пресса (Bild) отмечает, что ключевой пункт, по которому Зеленский отказывает США, - это вывод войск из Донбасса, это «красная линия» для Киева. Представитель Украины готов обсуждать отказ от НАТО и проведение выборов, а также «заморозку» по линии фронта, но категорически отвергает требование вывести войска из Донецкой области, даже если туда не будет заходить армия РФ. Украинская сторона считает, что «это будет равносильно капитуляции украинской армии».[ii] Поэтому Украина предлагает, чтобы Россия тоже отвела войска.
По данным СМИ в мирном плане Трампа Россия должна отвести войска из Харьковской, Сумской и Днепропетровской областей. То есть, Трамп принял позицию Кремля о том, что Донбасс не обсуждается, конституционные территории будут полностью освобождены. Крым вообще не подлежит никакому обсуждении.
Кроме того, сообщается, что территориальный вопрос включает предложение США по созданию некой демилитаризованной «свободной экономической зоны» на Донбассе, которое Зеленский опять же отклонил. «Судьба украинских территорий (занятых российской армией).. является особенно сложным и болезненным вопросом. Трамп выдвигал идею вывести с этих территорий как украинские, так и российские войска (имеется в виду, что армия РФ не будет входить на эту территорию - Ред.) и создать демилитаризованную «свободную экономическую зону», в которой могли бы осуществляться американские бизнес-интересы. Украина отклонила это предложение, по словам французского чиновника», - говорится в статье Politico.[iii]
При этом западные СМИ вместе с Зеленским «путаются в показаниях» - ранее киевский узурпатор власти говорил, что США предлагают вывести войска из оставшейся части Донбасса только Украине, а Россия не должна будет вводить туда войска.[iv]
Кроме того, Зеленский внедряет в переговорный процесс электоральные факторы – вопрос территорий надо решать на референдуме: «Я считаю, что на этот вопрос будет отвечать народ Украины. В формате выборов или в формате референдума, но должна быть позиция народа Украины», — сказал Зеленский (цитата по «РБК-Украина»), подчеркнув, что позиция Киева по Донбассу неизменна — «стоим, где стоим».[v] То есть, начинал войну он самостоятельно, а теперь вдруг заговорил о необходимости всенародного волеизъявления.
Но это еще не все неясные моменты территориального вопроса, которые транслируются украинской стороной. 11 декабря газете Le Monde советник офиса президента Украины Михаил Подоляк заявил, что пункт о создании демилитаризованной зоны в Донбассе Киев и европейские партнеры включили в свой мирный план (в своей интерпретации), который они передали Вашингтону 10 декабря. По мнению Киева, из зоны должны быть выведены как украинские, так и российские войска с обеих сторон нынешней линии соприкосновения в Донбассе. «Нам необходимо будет логически и юридически определить, следует ли вывести все виды вооружения или только тяжелое вооружение, — заявил Подоляк. — Для предотвращения возможных нарушений необходимо присутствие представителей наблюдательных миссий и иностранного контингента для обеспечения соблюдения согласованных принципов и соглашений».[vi] Впрочем, буквально сразу заявление Подоляка попытался опровергнуть советник Зеленского Дмитрий Литвин, который назвал озвученную советником ОП схему «теоретической моделью», решение по которой никто еще не принимал.
Подоляк то ли оговорился, растекшись мыслью по древу в интервью евроизданию, то ли проговорился. В пользу второго говорит упоминание иностранного контингента в демилитаризованной зоне. Это заведомо неприемлемая для России позиция, о чем четко и не один раз говорили дипломаты и Президент России. Но оценивать заявления представителей Киева стоит, учитывая явный разрыв коммуникации в так называемом офисе президента Украины, когда Зеленский ехал в Берлин с одними установками, а потом многое было переформатировано всеми сторонами переговорного процесса.
Отметим, что официальная позиция Кремля есть, ее озвучил помощник Президента Юрий Ушаков: для России территориальный вопрос — один из ключевых, без него она «не видит разрешения кризиса», «какой бы расклад ни был», Донбасс — это территория России. После переговоров в Берлине официальной позиции США по территориальному вопросу пока нет.
Эта ситуация показывает, что позиция США согласована по территориальному вопросу с Россией, что Вашингтон аргументы Москвы услышал и даже принял. Поэтому и существуют множество трактовок и подходов к территориальному вопросу от Киева и европейцев. Столкнувшись с твердой позицией США, они вбрасывают на переговорах и в СМИ множество вариантов для обсуждения этого вопроса, в том числе и заведомо неприемлемые для Кремля с целью тормозить и затягивать переговорный процесс.
НАТО. Зеленский на переговорах с Уиткоффом в Берлине предложил отказаться от стремления Украины в НАТО в обмен на гарантии безопасности со стороны Запада.[vii] Таким образом, Зеленский готов отказаться от одного из идеологических столпов украинской политики, при том, что стремление в НАТО закреплено в конституции страны. Эта коллизия Зеленского не смущает, его не смущает, что он делает антиконституционные заявления. Собственно, ради ожидания приема Украины в НАТО были майданы, ради НАТО Украина спровоцировала СВО, ради стремления в НАТО Киев решил воевать вместо подписания Стамбульских соглашений. Что вместо?
Заменить мечты о НАТО, предлагается гарантиями безопасности, аналогичными 5 статье устава Альянса. Об этом заявил канцлер ФРГ Германии Мерц: «Это действительно далеко идущее, содержательное соглашение, какого у нас раньше не было: и европейцы, и американцы совместно готовы предоставить Украине гарантии безопасности. Президент Зеленский при этом сослался на статью 5 договора НАТО — то есть речь идёт о схожих гарантиях безопасности для Украины».[viii]
Кроме того, гарантиями Киев и европейцы считают следующие позиции:
сохранение численности украинских войск в мирное время в 800 тыс. человек; формирование «многонациональных сил Украины», возглавляемых Европой и поддерживаемых США; в том числе путем проведения операций на территории Украины; механизм мониторинга и контроля за соблюдением прекращения огня под руководством США с участием международного сообщества; принятие мер по восстановлению мира и безопасности в случае будущего вооруженного нападения, они могут включать применение вооруженных сил, разведывательную и материально-техническую помощь, экономические и дипломатические действия; инвестиции в будущее процветание Украины; поддержка вступления Украины в ЕС.[ix]Пункт, по которому, как пишет западная пресса американцам и украинцам удалось прийти к компромиссу, касается ограничения численности украинской армии в мирное время до 800 тыс. человек (в изначальной версии американского мирного плана из 28 пунктов фигурировала цифра 600 тыс.). «Это согласовано с военными — 800 тыс.», — заявил Зеленский.[x]
Учитывая позицию США по территориальному вопросу, вызывает сомнение позиция США, заявленная в западных медиа, относительно численности украинской армии. Если Трамп принял позицию Москвы по территориальному вопросу, то вряд ли он поддержит позицию Европы и Киева по численности ВСУ, так как это противоречит принципиальнейшему для Москвы вопросу, являющемуся одной из целей СВО – демилитаризации Украины.
Это Европе нужна численность ВСУ в 800 тысяч. Европе, которая становится на рельсы милитаризации, а значит, ей нужна война, нужна армия ландскнехтов. Такую армию содержать Украина не способна, нужны зарубежные вливания, но вливания делаются ради чего-то, а это что-то – война с Россией, для нанесения ей «стратегического поражения».
Не секрет, Берлин намерен расширить военное сотрудничество с Киевом и увеличить число военных специалистов на Украине.[xi] Власти ФРГ хотят создать с европейскими партнерами своего рода альянс по закупкам оружия в пользу Украины. Европа в шорах своих экономических проблем и антироссийской истерии теряет память, забывая позиции России, в частности, о недопустимости иностранных войск на территории Украины.
Украина. На Украине фактор времени воспринимают по-своему. Например, бывший министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба считает, что в 2026-м Украина потеряет еще больше людей и территорий, а сил для изменения «траектории войны» у нее недостаточно. Поэтому, и через год условия мира на столе будут лежать те же.[xii] Уйдя в отставку Кулеба стал лучше понимать ситуацию украинского кризиса. Хотя условия будут явно не те же.
А вот один из самых публичных последнее время нардепов Роман Костенко оценивает фактор времени иначе. По его мнению, Украина на переговорах с американцами должна «максимально тянуть время». При этом, по его словам, ситуация на фронте и коррупционный скандал ослабляют переговорные позиции Киева. «Я считаю, что нам было максимально нужно тянуть время и улучшать позиции. Иначе нас просто принудят к тому, чего мы не заслужили как нация», - заявил Костенко.[xiii]
Логика этой позиции – затягивание времени в интересах Киева - не опирается на реальную ситуацию ни в переговорах, ни в политике, ни в экономике, ни на поле боя.
В отношении экономики, инфраструктуры – время серьезнейший фактор, и не случайно Украина фактически запрашивает энергетическое перемирие - Зеленский заявил 9 декабря, перед берлинскими встречами, что Украина готова к введению моратория на удары по энергетическим объектам, если на это согласится Россия.[xiv]
The Washington Post заявляет[xv], что Киев и восточная Украина близки к полному отключению света. Под угрозой выхода из строя находятся системы передачи электроэнергии с запада, где сейчас сосредоточена генерация, на восток, что угрожает разделить страну на две части. «Мы находимся, если не на грани» полного отключения электроэнергии на востоке страны, «то очень близко к этому», сказал высокопоставленный европейский дипломат. Ослаблена также украинская ПВО, что может затруднить защиту остальной части энергосистемы, отмечает американское издание.
Ситуация на Украине такова, что отключения света достигают 16-20 часов в сутки - отсюда и сдержанный, а по сути – истеричный запрос на энергетическое перемирие.
Тем не менее, говорить об «успешном продвижении к миру» пока преждевременно. Команда Трампа прилагает серьезные усилия, судя по имеющейся информации, с учетом позиции России. Позиция России неизменна, Киев, под давлением Европы, - в русле выбранного им противостояния Москве. В настоящее время Зеленский, даже под нажимом США склоняется к позиции Европы, которая ориентирована на войну и выход из кризиса через милитаризацию. При этом негативные социально-экономические и политические факторы на Украине и в Европе нарастают. При таком поведении Брюсселя и Киева России выгодна выжидательная позиция при продолжении реализации целей СВО. А «берлинский эпизод» переговорного процесса может закончиться тем, что Уиткофф и Кушнер доложат Трампу о недоговороспособности Украины, и решение президента США может быть таким – пусть там сами разбираются украинским кризисом. И это будет новая ситуация с иными решениями.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Ключевые слова: украинский кризис переговоры в Берлине Уиткофф Кушнер

