Умный значит удобный: как цифровизация транспорта делает его комфортнее и безопаснее?
На презентационной сессии «Общественный транспорт и дорожная сеть» эксперты обсудили успешные кейсы российских и пермских компаний, на практике доказавшие эффективность интеллектуальных транспортных систем в городских агломерациях. Показали, как работают цифровые платформы для планирования маршрутов и управления транспортом, и попробовали заглянуть в будущее.Форум развития «Города будущего» – масштабное многоплановое событие, посвященное перспективам развития городской среды, цифровым технологиям и инновациям. Мероприятие прошло в Перми 22-23 августа.V2X для трамваевИнтеллектуальные транспортные системы (ИТС) в Пермском крае внедряются с 2022 года. Сначала в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», теперь – в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Программных решений и модулей много, они решают разные задачи – от учета пассажиропотока и диспетчеризации перевозок до повышения безопасности движения транспорта и сокращения издержек в пути. Все решения работают не разрознено, а в едином комплексе – такой программный «пульт управления» ИТС разработан ООО «Альтек».«Мы объединили продукты местных производителей в «оркестр» и стали своеобразными «дирижерами» всех этих систем», – описал суть работы генеральный директор компании Михаил Кожуховкий. Он перечислил актуальные сегодняшние задачи: «Есть планы по развитию трех модулей – для выработки предложений по построению оптимальных маршрутов на основе моделирования сценариев, для развития централизованного информирования посредством умных табло и для предоставления приоритетного проезда общественного транспорта. Наша цель – сделать Пермский край лучшим по внедрению ИТС в стране».В физическом воплощении система ИТС региона – это более двух тысяч комплексов различного назначения: светофоров, динамических информационных табло, детекторов, видеокамер, метеостанций, пунктов весогабаритного контроля, комплексов фотовидеофиксации.«Мы прошли стадию насыщения оборудованием и уже проделали большую работу: сейчас Пермский край входит в четверку лидеров внедрения цифровых решений в транспортной и дорожной отраслях. Но не планируем останавливаться на достигнутом. Намерены развивать ИТС в части предоставления для водителей данных не только о загруженности дорог и скорости движения на определенных участках, но и, например, информации о работы дорожно-строительной техники, перекрытиях дорог. Самое главное, чтобы все, что мы делаем, работало на удобство и комфорт жителей», – подчеркнул заместитель министра транспорта Пермского края Максим Михеев.Внедрение системы приоритетного проезда для общественного транспорта (V2X) начнется с электротранспорта. Планируется, что все трамвайные перекрестки оснастят оборудованием, позволяющим вагонам «общаться» со светофорными объектами. При приближении трамвая к перекрестку система станет принудительно включать разрешающий сигнал светофора. Это позволит не только увеличить скорость трамваев, но и повысить их энергоэффективность – благодаря длительному движению вагонов без торможения и разгона на перекрестках. Такая система внедрена в Санкт-Петербурге – там скорость транспорта выросла на 14 %.«Умные» таблоО том, как работают умные табло на российских дорогах, рассказал заместитель руководителя отдела ИТС ООО «Завод Экранов» Максим Шепелюк. Информационные табло в режиме реального времени аккумулируют большой спектр данных: метеопараметры (гололед, туман), трафик, состояние дорожного покрытия. Они «общаются» с общественным транспортом с помощью GPS-трекинга.Водителей умное табло предупредит об аварии или заторе на маршруте и перенаправит потоки транспорта. В случае гололеда – выведет на экран предупреждение и данные об ограничении скорости. Кроме того, искусственный интеллект способен «увидеть», что водитель не использует ремень безопасности, и вывести на экран госномер транспортного средства и просьбу пристегнуть ремень.В Перми компания успешно апробировала такие табло – пермяки могли видеть их на улице Строителей и шоссе Космонавтов, по пути из аэропорта.Видеоаналитика Широкие возможности для повышения эффективности транспортной системы дает видеоаналитика.«Транспортный спрос все больше и больше возрастает по мере роста городов и концентрации в них экономических, промышленных, административных процессов. Отсюда возникает задача повышения пропускной способности дорог в условиях бюджетных ограничений», – отметил Дмитрий Поносов, коммерческий директор компании TrafficData, ряд разработок которой уже применяется в Перми.В 2023 году развернута интеллектуальная система мониторинга, в 2024-м – интегрирован модуль детекции ДТП и ЧС, обеспечивающий автоматическую фиксацию и анализ инцидентов. Решения позволили снизить риски возникновения ДТП, повысить качество содержания объектов дорожного хозяйства, уменьшить задержки при перевозке грузов и пассажиров, а также повысить скорость движения как общественного, так и индивидуального транспорта.Кроме того, в городском транспорте работает система мониторинга пассажиропотока – на входе в салон установлены датчики, которые считают количество вошедших людей. При сравнении с данными об оплате проезда определяется число безбилетников. Эти данные позволяют эффективно выстроить работу контролеров, направляя их на проблемные участки маршрутов в то время, когда наблюдается больше всего неоплаченных поездок.В целом наличие точных данных о пассажиропотоке благодаря ИТС дает возможность корректировать расписание, обоснованно принимать решение об увеличении количества транспортных средств или увеличении их класса вместимости на конкретном маршруте.Директор Центра исследований Умного города НИУ ВШЭ Константин Трофименко пожчеркнул, что цифровизация транспорта – важная составляющая умного города, и презентованные кейсы – те самые «кирпичики», из которых он строится. Среди вызовов будущего ученый назвал необходимость организовать систему управления городом таким образом, чтобы транспортный модуль, модуль ЖКХ и другие были совместимы и позволяли обмениваться данными.Директор по развитию еще одной пермской компании, ООО «Форт-Телеком», Владимир Макаренко выразил уверенность в развитии технологий тезисом: «Все, что может быть цифровизовано – будет цифровизовано». Он не исключил что технология V2X со временем станет обязательной, как в течение истории происходило с другими изобретениями, такими как подушки безопасности или система ЭРА-Глонасс.Эксперты отметили, что в цифровизации нужно стремиться не только отвечать на современные запросы, но и в некотором смысле опережать их. Внедрение умных технологий ориентировано, в том числе, на будущее поколение – тех, для кого умный город станет органичным продолжением умного дома.