Уравновешивание несовместимого: торговля России с Арменией сбавляет обороты
Сближение Армении с Европейским союзом негативно влияет на показатели российско-армянского товарооборота. Взаимная торговля к концу текущего года потеряет около 6 млрд долларов. Такой оценкой 20 июня на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) поделился вице-премьер РФ Алексей Оверчук.
Товарооборот между Россией и Арменией, согласно официальной статистике, за 2024 год продемонстрировал рекордный объём — более $ 12,4 млрд, а также не менее впечатляющие темпы годового роста — 56,5%. Теперь очевидна его серьёзная коррекция в сторону понижения.
Москва связывает это с европейскими устремлениями закавказской республики, наглядным воплощением которых стал принятый её парламентом 26 марта 2025 года закон о начале процесса вступления в Евросоюз.
Российский бизнес понимает, что «у него в Армении нет перспектив, потому что нет и перспективы взаимодействия с Европейским союзом», обратил внимание замглавы правительства России.
«В этом году тенденция продолжается. И у нас падение (двустороннего товарооборота в годовом измерении. — Ред.) по текущей ситуации $ 3 млрд. Очевидно, что где-то $ 6 млрд к концу года потеряем», — предположил Оверчук в ходе панельной сессии «Россия — Армения» в рамках ПМЭФ.Российский вице-премьер вместе с тем подчеркнул, что Москва и Ереван понимают необходимость совершенствования регуляторной среды для восстановления уровня экономических показателей. В этом контексте «обсуждаются вопросы барьеров, препятствий, а также поднимаются вопросы работы контролирующих органов и проблемы взаиморасчётов».
Провластные комментаторы в Ереване склонны искать причины охлаждения взаимной торговли во «внутренних экономических проблемах» России из-за продолжающейся специальной военной операции на Украине. При этом они указывали на падение торговых показателей Армении не только на евразийском, но и европейском направлении. Объём внешнеторгового оборота республики со странами ЕС за прошлый год составил $ 2,335 млрд, показав спад на 11,7% в годовом измерении. Так, с крупнейшим своим торговым партнёром на континенте в лице Германии Армения наторговала лишь на $ 486 млн (спад на 23,7%).
Впрочем, свежая динамика свидетельствует об обратном: торговля Армении с ЕАЭС проседает, а с ЕС — набирает обороты. Внешнеторговый оборот между Арменией и ЕАЭС, по данным на июнь текущего года, уменьшился на 61,5%, в то время как между Арменией и ЕС вышел на 4,8%-й рост.
В январе — апреле 2025 г. Статистический комитет Армении зафиксировал снижение объёма торговли с Россией на $ 3,7 млрд (минус 62,5%) из-за спада импорта на 72,7% и при снижении экспорта на 6,8%. Последнее эксперты называют следствием запуска российских программ импортозамещения и ограничения параллельного импорта, а также сокращением операций с российскими драгметаллами.
Не отрицая негативную тенденцию во взаимной торговле, вице-премьер Мгер Григорян, армянский коллега Алексея Оверчука, в ходе июньского форума в Санкт-Петербурге сделал акцент на сохранении для российского бизнеса комфортной среды на рынке закавказского участника Евразийского экономического союза. Именно этот фактор армянская сторона в последнее время всё чаще использует в качестве контраргумента в ответ на регулярно выражаемую из Москвы озабоченность в связи со взятым Ереваном курсом на евроинтеграцию.
Известные заявления вице-премьера Оверчука о том, что два избранных Арменией трека экономической интеграции — ЕАЭС и ЕС — несовместимы и рано или поздно властям республики придётся сделать выбор, премьер-министр Никол Пашинян с не меньшей регулярностью пытается парировать заверениями о том, что «нет задачи разорвать отношения с Россией, поскольку мы проводим уравновешенную внешнюю политику, и это наша стратегия». Параллельно из Еревана идут сигналы об отсутствии планов выхода из ЕАЭС и о преимущественно декларативном характере вышеупомянутого закона.
Российский бизнес чувствует себя в Армении «очень комфортно», а стремление Еревана к евроинтеграции никак не сказывается на российских бизнесменах, утверждал вице-премьер Мгер Григорян на прошедшем ПМЭФ. Вместе с тем он подчеркнул, что Армения «очень серьёзно относится к вопросу евроинтеграции, и в этом нет никакого символизма».
«В то же время я думаю, что у нас есть показатели, на которые мы должны постоянно обращать внимание. Потому что, по моему мнению, независимо от нашей правовой структуры в этом вопросе, россияне чувствуют себя в Армении прекрасно. Мы гордимся этим. Также наблюдается рост числа туристов. Российский бизнес чувствует себя в Армении очень комфортно. Это касается не только армяно-российского, но и бизнеса, основанного исключительно на российском капитале. Конечно, возникают проблемные вопросы, и они регулярно обсуждаются, в том числе с российскими партнёрами», — рассказал Григорян.Далее заместитель Пашиняна выразил мнение, что российская сторона не должна беспокоиться относительно сближения Армении с ЕС.
По итогам прошлого года товарооборот между Россией и Арменией увеличился почти вдвое. Об этом заявил заместитель министра экономического развития России Дмитрий Вольвач в ходе ПМЭФ-2025.
«Развитие российско-армянских торгово-экономических отношений всегда представляло для нас особую важность как с точки зрения углубления традиционных сфер взаимодействия, так и с позиции развития новых направлений сотрудничества. Армения является стратегическим партнёром России как в двусторонних отношениях, так и в рамках многосторонних форматов: Евразийского экономического союза и Содружества Независимых Государств», — отметил замминистра.Одним из важнейших секторов торгово-экономического сотрудничества остаётся агропромышленный комплекс. Продукция из России играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности Армении. Россия является основной страной-партнёром Армении в структуре импорта сельскохозяйственной продукции. В 2024 году товарооборот в этой сфере вырос более чем на 16%, при этом импорт армянских товаров в РФ увеличился почти на 22%.
«Считаем, что особенно важно не только сохранять такую высокую динамику, но и планомерно наращивать. Динамичное развитие торговли создаёт благоприятные условия для инвестиционного сотрудничества», — подчеркнул Вольвач.Объём российских инвестиций в Армению также растёт. На сегодняшний день более 40 инвестиционных проектов реализуются российскими компаниями на территории Армении. Среди наиболее значимых — модернизация Агаракского медно-молибденового комбината (на юге республики, в Сюникской области), развитие логистической инфраструктуры Wildberries в Ереване.
Поскольку торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество России и Армении демонстрируют устойчивый рост, в условиях глобальных экономических вызовов логистика поставок приобретает особую значимость. Основной маршрут грузоперевозок между странами проходит через многосторонний автомобильный пункт пропуска (МАПП) «Верхний Ларс» (на российско-грузинской границе), который после реконструкции пропускает до 90% двустороннего товарооборота. В декабре 2023 года завершилась реконструкция МАПП, количество полос движения на пункте пропуска возросло до 39 единиц. Для ускорения процедур с 1 июля 2025 года стартует пилотный проект по использованию навигационных пломб, напомнили в правительстве РФ.
Ещё немного показательной статистики. Общая доля России во внешней торговле Армении остаётся неизменной уже несколько лет — около 40%. До присоединения республики к ЕАЭС её ВВП на душу населения составлял $ 3850, а благодаря доступу к общему рынку союза в 2024 г. превысил $ 8500.
Хотя Вольвач несколько сгладил представленную Оверчуком текущую неутешительную динамику взаимной торговли, неприятный осадок всё же остался. И он усилился, когда в июньском интервью «Ведомостям» российский вице-премьер констатировал, что обсуждения путей сближения Армении с ЕС «уже имеют колоссальный негативный экономический эффект для отношений с Россией».
«Общее падение по итогам года, очевидно, составит $ 6 млрд. Для страны с объёмом ВВП примерно $ 26 млрд это очень заметные цифры. И это пока только реакция российского бизнеса на армянскую дискуссию о сближении с ЕС», — сказал Оверчук.Он подтвердил официальную позицию Москвы: ЕАЭС и ЕС «несовместимы», и «одновременно находиться в двух союзах не получится».
«Брюссель не позволит Еревану иметь нормальные отношения с Россией», — выразил уверенность вице-премьер.Ранее Армения упростила порядок оформления документов оценки соответствия пищевой продукции, ввозимой в республику из-за пределов ЕАЭС.
«Из-за этого, казалось бы, незаметного решения России потребуется оценить угрозы для своего рынка», — привлёк внимание Оверчук.Он предположил, что у авторов документа «расчёт на то, что ЕАЭС не сможет открыть свой рынок для товаров, которые не соответствуют его требованиям», поэтому России потребуется усиливать контроль на МАПП «Верхний Ларс», «который почувствуют многие добросовестные армянские производители».
«Это вызовет их недовольство Россией и ЕАЭС. Нас ставят в такие условия, а конечной целью этих усилий, как того хочет ЕС, является полный разрыв между Россией и Арменией», — полагает вице-премьер.Брюссель на самом деле не дремлет, хотя и отвлечён в настоящее время на более приоритетные для него дела на восточном направлении. В принятой 13 марта 2024 года резолюции Европарламента о возможности предоставления Армении статуса кандидата в ЕС упоминается, что Россия сильно влияет на армянскую экономику и Еревану следует обращать внимание на обход антироссийских санкций ЕС. Брюссель в 2023 г. разработал механизм поэтапной подготовки к введению вторичных рестрикций против стран, нарушающих санкционные режимы «параллельным импортом».
В 2021—2024 гг. армяно-российский товарооборот вырос в 4,8 раза. В 2022—2023 гг. основной вклад в это внёс рост экспорта и реэкспорта технологичных товаров в Россию «параллельным импортом», а в 2024 г. резко вырос импорт в Армению. Высокие темпы прироста армянского импорта в 2022—2024 гг. дали поставки золота, драгметаллов реэкспортом в ОАЭ и Гонконг, констатируют российские экономисты, называя Армению в первые два года СВО на Украине «мостом» для западных технологичных товаров и российского сырья.
По всем признакам российско-армянский товарооборот после пиковых значений 2024 года исчерпал факторы роста. Сказалось то, что схемы параллельного импорта и экспорта не являются устойчивыми с учётом риска вторичных санкций и специфики сырьевых рынков, констатируют российские экономисты.
Европейский союз пока не получал заявку от Армении на вступление в ЕС. В случае соответствующего обращения Еревана, в Брюсселе готовы обсудить европейские устремления закавказской республики. Об этом 28 апреля заявила комиссар ЕС по вопросам расширения Марта Кос.
Не уточнив тогда, одобрит ли Брюссель заявку или нет, высокопоставленный европейский дипломат лишь подчеркнула, что это желание, уже выраженное Ереваном, показывает, насколько привлекательна сегодня «европейская семья».
Представляется, что лидер «бархатной революции» в Армении 2018 года вступать в ближайшие годы в новые интеграционные объединения и разрывать связи со старыми на самом деле не намерен. Пашинян в целом отдаёт себе отчёт в том, что нынешняя политическая надстройка Армении может просто рухнуть в случае подрыва её экономического базиса: членство в ЕАЭС, 40% внешнеторгового оборота, которые приходятся на Россию, комфортная цена на природный газ из РФ и другие незаменимые факторы устойчивого роста армянской экономики. Всё другое, по сути, от лукавого и исходя из попыток премьера республики постоянно маневрировать в ключе «уравновешивающей» внешней политики.