В Александровском парке Царского Села восстановят «Китайский театр», построенный по указу Екатерины II
Такой опыт в Царском Cеле есть. Так, например, открывшаяся в этом году после реставрации Императорская ферма стала своего рода арт-лабораторией и пространством для современных культурных экспериментов.
Вообще, это только кажется, что жизнь музея-заповедника давно застыла в блеске «Янтарной комнаты» и безупречной дворцовой позолоте. На самом деле — императорская резиденция всё ещё возвращается к нам, постепенно обретая свой исторический цельный вид.
Это большая радость и огромная забота всего музейного коллектива, и, конечно, директора Ольги Таратыновой. Именно за годы её руководства в Царском Селе завершились сразу несколько исключительно важных реставраций, а сейчас например, начинается работа по восстановлению Царскосельских прудов. Ольга Владиславовна готовится отметить юбилей.
Мы воспользовались этим поводом, чтобы поговорить о том, чем сегодня живёт Царское Село и увидеть музей-заповедник глазами его директора.
Не через скучный серый КПП — она попадает на работу через золотые царские ворота. Ольга Таратынова — уже 17 лет и муза, и директор, и покорная слуга — всемирно известного заповедника.
«Конечно, здесь у нас красота. Как мы говорим, лучшее место на земле. Но я уже с какого-то момента перестала любоваться. Вижу только протечки, неполадки с деревьями. Трава не подстрижена, цветы не прополоты», – поделилась директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова.
Коренная ленинградка — она сразу знала, кем хочет стать. И стала. Отучилась на архитектора, трудилась в инспекции по охране памятников — заслуженный реставратор России вернула из небытия больше тысячи памятников. Голубой костюм — тон в тон с цветом дворца. Никакого кокетства — говорит — не случайно. За минувшие годы любимый оттенок Екатерины Великой стал и ее любимым. Но вот сравнения с царскими предшественниками не любит.
«Я не настолько амбициозна, и инструментарий у меня немножко другой. Я далека от мысли, что я кого-то напоминаю из правящих женщин великих, которые здесь жили. Скорее наша задача – это поддержать все, восстановить. Чтоб люди увидели эту красоту, эти шедевры», – рассказала Ольга Таратынова.
Здесь — на плацу, где рассекала на карете Елизавета и принимала парады Екатерина — еще раз становится очевидным: своенравные загородные резиденции испокон веков охотнее подчинялись прекрасному полу. Свои любимые места — только зрителям телеканала Санкт-Петербург — покажет директор музея-заповедника.
«Зубовский флигель — это предмет гордости нашего музея, высочайшего класса работа, огромные деньги. Все было сделано в первоначальных технологиях, мы стараемся уважать мастеров и придерживаться именно тех технологий », – отметила директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова.
Эти апартаменты Екатерина Вторая создала специально для себя, когда ей было уже к 60. Назвала — фамилией фаворита Платона Зубова, которому едва исполнилось 20. Зубовский флигель — словно манифест и вторая молодость. Восстановить его — было делом чести как архитектора.
«Вся старая облицовка делалась с использованием ныне технологий запрещенных, потому что они вредны, и очень мало производств делают это», – рассказала Ольга Таратынова.
Она рассказывает: все восемь комнат – отражают характер царской особы. В синем кабинете – «Табакерке» – на лазурном турецком диване императрица пишет письма и пробует табак. В «Зеркальном» – кружится в обновках.
«Стекло каждый раз, когда его отливают, оно разного оттенка, их надо еще подобрать и выбраковать, чтобы все стекло в одном ряду — процентов 60 – уходило в бой, в отходы», – рассказала директор Государственного музея-заповедника «Царское Село».
Как и большинство мест Царского Села, это — сразу обросло своими легендами. Около маленькой дверцы, через которую в опочивальню императрицы попадали фавориты — огромное зеркало. Глядя в его отражение, гости шепчут заветные желания. В основном, о суженом и богатстве.
«Агатовые комнаты – как шкатулочка такая маленькая, каменная, из яшмы. Она сохранилась, и с ней очень приятно было работать. И мы сделали максимально тактичную реставрацию. Это была одна из первых работ таких огромных, когда я заступила на эту должность. Нам всем они очень были дороги, потому что едва ли не единственное место сохранившиеся, поврежденное, но с большой степенью аутентичности», – отметила Ольга Таратынова.
На момент создания Камероном — проект был самым дорогостоящим в Европе. Мрамор, росписи, золоченая бронза, уральская и алтайская яшма. Даже те, в ком не течет имперская кровь — в интерьерах «Агатовых комнат» наконец почувствуют себя царицами.
«Мне кажется что эти стены облицованные яшмой которые сохранились с 18го века я видела в этом и вкус и волю Екатерины, потому что она руководила этими работами и очень пристально за ними следила», – отметила директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова.
Хрупкая, но властная китаянка встречает гостей Александровского парка. Это еще один символ женщин Царского Села. И еще одно любимое место директора. Екатерина II вручила архитекторам китайскую гравюру из своей коллекции и сказала: «Хочу так же». Модный тогда китайский стиль — замер в мостиках, театре и Китайской деревне, проник и в убранство сада.
«Это, в основном, ландшафтный парк, в котором можно гулять, бесплатная территория, нет ограничений для посетителей. Наши посетители очень любят этот парк – и пруды, и луга, и лесная чаща. На территории парка расположено множество территорий, которые нам удалось восстановить за последние 15 лет работы с Ольгой Владиславовной», – отметила заместитель директора ГМЗ «Царское Село» по реставрации Наталья Кудрявцева.
Под руководством Ольги Таратыновой в Царское Село не просто вернулась былая роскошь — восстановлены больше тридцати знаковых объектов. Императорская ферма, Александровский дворец, павильоны «Арсенал» и «Шапель» — руки реставраторов латают раны войны и дают шедеврам вторую жизнь. Сейчас — взялись за восстановление гидротехнической системы прудов. Именинница — хоть и отрицает сходство с императрицами, но так же как Екатерина Великая — встает с рассветом и дорожит каждой минутой.
«Я стараюсь следовать жесткому графику. Каждый день – очень плотный график, и я стараюсь не опаздывать никуда. Это мое такое правило. Это мой маленький пунктик — не опаздывать ни в каком случае!» – подчеркнула директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова.