В балаганах на Хлебной площади перед туляками выступали женщины с татуировками царей

В балаганах на Хлебной площади перед туляками выступали женщины с татуировками царей

Цирки, балаганы, панорамы – все это было так знакомо тулякам, гуляющим в конце XIX века по Хлебной площади. А сегодня на месте Центрального рынка возводят жилой комплекс. О том, как выглядел исторический центр города несколько столетий назад, поговорим с экскурсоводом Марией Воронцовой.

– Мария, правда ли, что раньше Хлебная площадь выглядела как нынешняя улица Металлистов?

– Не совсем так. Улица Металлистов было местом, где было много трактиров, много магазинов, интересных заведений. Рядом была рыночная площадь, Жигалинский рынок. Это была розничная торговля, а Хлебная площадь, можно так сказать, это оптовый рынок, и работал он в основном полгода – с августа месяца по декабрь. Торговали там, в основном, крестьяне плодами своего труда.

– Расскажите, а кто такие балаганщики, которых вы не раз упоминаете в своих лекциях?

– Были балаганы, где представляли всякие зрелища. Балаганщики были хозяевами таких заведений. Как правило, бизнес это был семейный, то есть балаганщик, глава семьи, но либо отец, либо дед, у него были дети, внуки, семья, там 5, 6, 7 человек, которые, собственно и устраивали выступления в этом заведении.

– В представлениях зачастую участвовали женщины с татуировками правителей. Кто это за женщины и в чем была их задача?

– Давайте представим себе XIX век. Не очень грамотные люди, крестьяне (собственно, балаганщики работали на такую публику), они татуировали себя как нашими царями, так и представителями других стран. И это улучшало шоу, которое представлялось в балагане, выходит женщина и ведущий, показывая специальной указкой на части её тела, а у них были татуировки и на груди, и на спине, и на бёдрах. Получалось шоу, то есть не просто какая-то эротика, а всё с объяснениями.

– Как долго вы исследуете тему цирков и зрелищ в Туле?

– Не так давно, всего второй год. Но благодаря тому, что в архивах у нас достаточно много документов, удалось накопить приличную информацию. У меня сейчас вторая статья уже пишется. Единственная проблема, когда ты говоришь о цирках и о балаганах, хочется увидеть побольше фотографий, побольше изображений. Но, к сожалению, нет. У нас в архивах это достаточно скучные документы, это договора с управой, какие-то счета.

– Мария, как вы относитесь к тому, что сегодня на месте Хлебной площади возводят жилой комплекс, и сейчас площадь выглядит совсем не так, как раньше?

– Конечно, город не стоит на месте, и это надо признать. Архитектура меняется, задачи в городе меняются. Рынок этот существовал больше 200 лет с XVIII века. Жалко, что инвесторы и те, кто строит сейчас этот комплекс, они никоим образом не посчитали нужным учесть историческое значение этого места.

– Планируете ли вы как-то реагировать?

– Я не вижу в себе силы, не планирую ходить с плакатом «Верните нашу Хлебную площадь!». Я думаю, что все-таки это должно решаться на уровне администрации, тех заданий, которые они ставят перед застройщиками. И когда были общественные слушания, вроде все было хорошо. Почему в процессе стройки изменился проект, непонятно. Мне кажется, этим должны все-таки заниматься органы, которые за это отвечают.

– Сейчас ваша главная задача какая?

– Мне кажется, что хотя Хлебной площади у нас уже больше не будет, и памяти о ней визуальной, видимо, тоже больше не будет, но, тем не менее, эта частичка истории должна остаться в городе, должна остаться для наших жителей. И я думаю, что публикации, которые будут, которые уже есть в соцсетях, сюжеты, которые снимаются, очень важны.

 

Вести Тула Вести Тула

10:06
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025