В Госдуму поступил проект о расширении гарантий для профсоюзных руководителей

В Госдуму поступил проект о расширении гарантий для профсоюзных руководителей

В Госдуму внесен законопроект, которым предлагается скорректировать статью 374 ТК РФ и усилить гарантии для руководителей и их заместителей в выборных коллегиальных органах профсоюзных организаций, не освобожденных от основной работы, при принятии ключевых кадровых решений по инициативе работодателя (Проект федерального закона № 1082329-8).

Законопроект предлагает несколько ключевых изменений.

Во-первых, требование предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа предлагается распространить не только на увольнение по пунктам 2 и 3 части первой статьи 81 ТК РФ (п. 2 – сокращение численности или штата; п. 3 – несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе), но и на увольнение по пунктам 5 и 6 (п. 5 – неоднократное неисполнение трудовых обязанностей; п. 6 – утрата доверия), а также на перевод на другую работу и наложение дисциплинарного взыскания в отношении руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций и выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы.

Во-вторых, увеличивается срок для решения профсоюзного органа: согласие или несогласие можно будет выразить до ближайшего заседания его исполнительного органа, установленного уставом профсоюза, но не позднее одного месяца со дня получения от работодателя проекта приказа и документов, обосновывающих увольнение, перевод или дисциплинарное взыскание.

В-третьих, несогласие профсоюзного органа с увольнением можно будет преодолеть только по решению суда, если суд признает такое несогласие необоснованным.

Наконец, прямо закрепляется запрет увольнять таких работников до признания судом необоснованным решения профсоюзного органа о несогласии с увольнением.

Чтобы оценить масштаб изменений, полезно напомнить, как сейчас работает статья 374 ТК РФ. По действующей редакции этой статьи предварительное согласие вышестоящего выборного профоргана требуется только при увольнении по пунктам 2 и 3 части первой статьи 81 ТК РФ (сокращение численности или штата, несоответствие занимаемой должности). При увольнении по пункту 5 части первой статьи 81 ТК РФ (неоднократное неисполнение трудовых обязанностей при наличии дисциплинарного взыскания) работодатель обязан лишь учитывать мотивированное мнение профоргана. Законопроект предлагает распространить режим предварительного согласия и на увольнение по пункту 5, а также дополнительно включить пункт 6 части первой статьи 81 ТК РФ (утрата доверия).

Кроме того, статья 374 ТК РФ дополняется блоком гарантий, связанных с участием в профсоюзной деятельности и отдельными кадровыми ситуациями. Для работников, указанных в части первой статьи 374 ТК РФ, сохраняется средний заработок на время участия в профсоюзных съездах, конференциях, работе выборных органов, а при наличии соответствующего условия в коллективном договоре – и на время краткосрочной профсоюзной учебы; при этом отсутствие коллективного договора само по себе не лишает права на такие гарантии. Направление руководителей (их заместителей) таких выборных коллегиальных органов в служебные командировки и их перевод на другое рабочее место в другое структурное подразделение (цех, отдел) допускаются только с их согласия. В ряде спорных ситуаций – при простое, отстранении от работы по результатам проверки знаний и навыков в области охраны труда, переводе по итогам аттестации при несогласии представителя профсоюза в соответствующей комиссии – решения работодателя возможны только с согласия выборного органа первичной профсоюзной организации; несогласие профсоюзной организации работодатель вправе обжаловать в суд.

По действующей редакции статьи 374 ТК РФ во исполнение статьи 25 Закона о профсоюзах установлены дополнительные гарантии при расторжении трудового договора с не освобожденными от основной работы руководителями (их заместителями) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций и профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним). Эти гарантии направлены на предотвращение увольнения по инициативе работодателя в связи с осуществляемой ими профсоюзной деятельностью.

Сейчас важно помнить несколько нюансов. Запрет на увольнение без согласия или учета мнения профсоюзного органа распространяется не на всех членов профсоюзных органов и комиссий, а только на руководителей выборных коллегиальных органов и их заместителей, указанных в статье 374 ТК РФ. Если соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа нет, увольнение по основаниям, перечисленным в статье 374 ТК РФ, производится с соблюдением порядка, установленного статьей 373 ТК РФ. В судебной практике также подчеркивается недопустимость злоупотребления предоставленными гарантиями: суды обращают внимание, был ли работодатель заблаговременно уведомлен о статусе работника и о наличии вышестоящего профсоюзного органа; сокрытие этой информации может быть расценено как злоупотребление правом и ослабить позицию работника в споре.

В пояснительной записке к законопроекту его цель сформулирована как предоставление дополнительных гарантий защиты прав руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций и выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), а также как реализация положений Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в части необходимости получения предварительного согласия профсоюзного органа при привлечении к дисциплинарной ответственности, переводе на другую работу и увольнении по предусмотренным законопроектом основаниям.

Авторы отмечают, что такие профсоюзные руководители представляют трудовые коллективы и участвуют в защите трудовых прав работников, в том числе через переговоры с работодателем, обращения в государственную инспекцию труда и суд и консультационную поддержку. По их оценке, предлагаемые изменения должны усилить правовую защиту представителей коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций и их структурных подразделений и ограничить возможности административного давления со стороны работодателей на лидеров профсоюзных организаций.

Если законопроект будет принят в представленном виде, любые решения об увольнении, переводе на другую работу или применении дисциплинарного взыскания в отношении руководителя (его заместителя) выборного коллегиального органа профсоюзной организации придется готовить гораздо тщательнее: потребуется учитывать не только позицию профсоюзного органа, но и возможную последующую оценку суда. При несогласии профоргана с увольнением фактически остается один вариант – обратиться в суд с заявлением о признании этого несогласия необоснованным; до такого решения суда уволить работника нельзя.

 

ГАРАНТ.РУ ГАРАНТ.РУ

22:06
30
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025