В МГУ описали языческие ритуалы средневековых новгородцев

Рис. 1. Источник фото: НОШ МГУ

Учеными исторического и биологического факультетов МГУ в рамках изучения языческих древностей был исследован и описан ритуальный комплекс, обнаруженный в 2021 году в ходе археологических раскопок в Великом Новгороде на Троицком XVI раскопе в слое первой половины – середины XIII в. Исследование проведено в рамках проекта «Христианские и языческие древности средневекового Новгорода в свете междисциплинарных исследований», выполняемого участниками Научно-образовательной школы МГУ «Сохранение мирового культурно-исторического наследия». 

При расчистке на раскопе одного из срубов под его нижним южным венцом был обнаружен череп козы. Это сооружение представляло собой четырехстенный сруб размерами 6х6 метров с прямоугольной печью в центре помещения (рис. 1). 

{Ya.Context.AdvManager.render({"blockId": "R-A-13768237-6","renderTo": "yandex_rtb_R-A-13768237-6" }) }) ]]> 

«Для жилых сооружений центральное расположение отопительного устройства крайне нехарактерно. Обычно печь помещалась в одном из углов жилища. Конструкция с центральным положением печи чаще всего применяется в сооружениях производственного назначения (кузницах, ювелирных мастерских). Однако здесь совершенно не встречено никаких следов ремесленной деятельности, а наоборот, присутствует бытовой инвентарь: несколько ножей, кресало для разведения огня, крюк для подвешивания (возможно, котла), многочисленные фрагменты глиняной посуды. Скорее всего в этой постройке располагалась кухня», – отмечает начальник Троицкого XVI раскопа, старший научный сотрудник кафедры археологии исторического факультета МГУ Виктор Сингх.

Череп лежал на шейном основании, передней частью повёрнутый к венцу сруба и наклоненный под него (рис. 2). Носовая часть, уходившая непосредственно под венец, не сохранилась (вероятно, была раздавлена сооружением). Находка была определена как строительная жертва или строительный приклад – один из неоднократно фиксируемых в Новгороде остатков языческих ритуалов.

{Ya.Context.AdvManager.render({"blockId": "R-A-13768237-15","renderTo": "yandex_rtb_R-A-13768237-15" }) }) ]]>

Строительная жертва или жертвоприношение, произведённое при закладке какой-либо постройки, является одним из самых распространённых на Земле обрядов, известным на всей территории Европы, в Китае, Индии, у семитских народов, в Африке, у аборигенов Австралии, Океании и Южной Америки. В подавляющем большинстве в качестве жертвы выступают животные, которые закапывались убитыми или живыми под фундамент сооружения или просто на месте, где оно должно было быть возведено. В ритуале могли использоваться также части тела животных или их кости. Существует множество средневековых преданий о человеческих строительных жертвах, но в них всегда фигурируют монументальные каменные сооружения (замки, городские укрепления, соборы, мосты). 

Семантическое значение строительной жертвы складывается из нескольких представлений. Такая жертва, с одной стороны, служила платой духам природы за взятую территорию или срубленные для постройки деревья. Но более значимым являлось восходящее к анимизму представление о духе – хранителе сооружения, который переходит на него от жертвы. Так, в восточнославянской традиции считалось, что любой дом построен «на чью-то голову» и, если не совершить строительную жертву, здание само заберёт себе душу кого-то из хозяев. 

Рис. 2. Источник фото: НОШ МГУ

Впервые остатки строительных жертв были выявлены в 50-е г. XX в. на Неревском раскопе в Новгороде. Их хронология охватывает широкий период от X до XIV вв., при этом особенности ритуала остаются практически неизменными. В средневековом Новгороде археологически зафиксирован один тип строительной жертвы – закладывание под угол (или под стену) возводимого сруба черепа животного или нескольких черепов под разные углы постройки. Для жертвоприношения всегда использовался череп, а не голова животного, о чем говорит отсутствие in situ нижних челюстей. В случае, когда череп закладывался вместе с челюстями, последние не лежали в анатомическом порядке, а были специально положены рядом или разложены под другие участки постройки (видимо, для усиления магического эффекта). Жертвенные черепа ставились на шейное основание. Расположение жертвы зависело от расположения входа в постройку и печи, как основных магических локусов дома. Такой тип строительной жертвы, когда используется не животное, а его кости и черепа, связан с проявлениями симпатической магии (замена целого частью) и придаёт жертве, помимо основной семантики, апотропеическое или благожелательное значение. В подавляющем большинстве случаев в качестве строительной жертвы использовался череп коня, который являлся одним из основных культовых животных в славянской мифологии, связанным с солярным культом и культом плодородия. До находки с Троицкого XVI раскопа известен лишь один случай использования в подобном ритуале черепа другого животного (коровы). 

«Использование в качестве строительного приклада черепа козы в средневековом Новгороде встречается впервые. Однако при рассмотрении более широкой географии находок есть этнографические свидетельства использования этого животного для строительной жертвы у северогерманских народов. Также византийский номоканон (свод церковных правил) предписывает при возведении здания заменять человеческую жертву закладкой под фундамент кабана, быка или козла», – комментирует специалист кафедры археологии исторического факультета МГУ Елена Тянина.

Использование в строительном прикладе черепа козы хорошо согласуется и со значением этого животного в восточнославянской языческой традиции, выводя на первый план благожелательное значение жертвы. В календарной обрядности различных славянских народов коза символизирует богатый урожай, а козёл связан с репродуцирующей магией. Находка с Троицкого XVI раскопа указывает не только на большее разнообразие вариантов выбора животного для совершения жертвенного ритуала при закладке сооружения, но и более сложную семантику строительной жертвы у новгородцев.

 

Информация и фото предоставлены пресс-службой МГУ

Источник фото: НОШ МГУ

Источник Еще новости... Microsoft запустила ИИ-функции «Люди» и «Поиск файлов», но это платно 27.03.2025 Редчайший российский спорткар Marussia B1 всплыл на «Авто.ру»: за машину без пробега просят почти 30 миллионов рублей 27.03.2025 Производители дорожных камер ГАИ раскрыли, за сколько метров фиксируются нарушения 27.03.2025 Перечислены восемь подробностей будущего складного iPhone Ultra Fold 27.03.2025 Российские ученые представили дешевый метод создания 2D-кристаллов толщиной всего 4 нанометра — для мемристоров и ИИ 27.03.2025 Вредоносный «сосед»: как избавиться от черной плесени в квартире 27.03.2025 Нейросети научились точнее предсказывать поведение случайных систем 27.03.2025 На Amazon нашли самую дешевую RTX 5070 Ti 27.03.2025 Загрузить еще... Tags: жертвоприношениеМГУязыческие ритуалы  

FiNE NEWS FiNE NEWS

15:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025