В Минэкономразвития подтвердили, что не планируют создавать «госбукинг»
Отчет заместителя министра экономического развития РФ Дмитрия Вахрукова о работе регулятора над созданием единой цифровой платформы в сфере туризма на форуме «Путешествуй!» вызвал вопросы у бизнеса. Даже после слов о том, что власти не планируют превращать этот сервис в «госбукинг», сомнения у представителей отрасли остались. Profi.Travel публикует ответ, который дал замминистра на опасения предпринимателей.
Дмитрий Вахруков подчеркнул, что первоочередные цели, которые стоят перед единой цифровой платформой, — это развитие туризма. «Не развитие одного сегмента бизнеса или другого, а именно развитие туризма», — сказал он. По словам чиновника, все сервисы, которые будут появляться в рамках платформы уже в этом и в следующем году, должны «способствовать появлению новых участников отрасли, новых туристических продуктов и новых цифровых решений». Они будут направлены на повышение доступности информации. Речь идет о реестрах объектов размещения, туроператоров и турагентов, гидов, инструкторов-проводников, классифицированных трасс и пляжей. Этими данными смогут воспользоваться и туристы. Для них также предполагается событийный календарь от разных регионов, идеи путешествий по России и т.д.
Еще один принцип, который видится особенно важным для Минэкономразвития как регулятора отрасли, — это повышение прозрачности рынка и улучшение качества предоставляемых услуг. С этой целью на платформе появится аналитический дашборд с «показателями отрасли».
«Когда мы проектировали его, то изначально сосредотачивались на тех данных, которые нужны нам как государству. Но в итоге поняли, для того, чтобы принимать те или иные решения, участие государственной политики, развивая эту идею, мы поняли, что этот дашборд нужен не только нам — у рынка тоже есть запрос на аналитику, на подтверждённые цифры, обработку данных Росстата, данных из цифровых реестров, «Электронной путёвки», — пояснил Дмитрий Вахруков. По его словам, на платформе появятся данные, которые «можно демонстрировать публично», чтобы участники рынка могли пользоваться аналитикой для развития своего бизнеса.
Кроме того, на платформе планируется наладить цифровой обмен списками безвизовых туристических групп с Китаем и Ираном. А с гостиницами — обмен данными для заселения с использованием биометрии и QR-кода, а также передачу информации в МВД для регистрации иностранных гостей.
При этом представитель министерства подчеркнул, что сервисы единой платформы не должны «дублировать» существующие коммерческие проекты. «Мы не собираемся делать никакой «госбукинг», какую-то платформу бронирования, не планируем создавать никому конкуренцию. На „государственной части платформы“, как заявил Дмитрий Вахруков, не будет возможности оплаты услуг. Мы сюда точно не идём», — заявил он.
Однако после окончания выступления представителя Минэкономразвития из зала поступил вопрос: «Вы говорите, что не планируете создавать конкуренцию коммерческим компаниям, но часть тех функций вашей единой платформы, которые вы перечислили, полностью дублирует функции агрегаторов. Так в чем же отличие? Не убьет ли этот ваш сервис агрегаторов на туристическом рынке?».
Дмитрий Вахруков ответил на него так: «Ни один агрегатор не уполномочен вести реестр классифицированных средств размещения, пляжей, гидов — это государственная функция. Точно так же он не может выдать разрешение на деятельность ни туроператору, ни турагенту — это тоже наша задача. Все, что мы хотим, — это отдать плоды нашего контроля для использования рынку. Аналитикой никакой агрегатор публично тоже никогда не занимается. Поэтому в этом мы с ними тоже не пересекаемся». Он добавил, что готов продолжать обсуждение функционала платформы с участниками туристического рынка.
Представители отрасли поделились с Profi.Travel своими впечатлениями: «Очевидно, что регулятор живет в своей парадигме, если считает, что агрегаторы или другие участники рынка боятся, что пересечение будет в аналитических данных. Мы, разумеется, опасаемся совершенного другого: того, что платформа станет таким бесшовным путем клиента от выбора услуги до покупки. Даже если сама оплата не будет производиться на ней, а просто потребитель будет уходить оттуда по ссылке напрямую на сайт продавца, и там уже бронировать. Еще очень смущает прозвучавшая оговорка про „государственную часть платформы“. Это означает, что все-таки будет еще какая-то коммерческая часть? Вопросов, таким образом, меньше не стало».
При этом, как ранее писал Profi.Travel, именно возможность выбрать и бронировать услуги — тот определяющий момент, который может сделать государственную платформу ценной в глазах туристов. До сих пор все те информационные системы, которые были разработаны в туризме, не получили популярность у россиян именно потому, что не давали возможности сравнить предложения, найти оптимальное для себя, и оплатить его.
Спрос на отдых в Беларуси у туристов из России растет, несмотря на постепенное подорожание и логистики, и проживания. Причина в том, что даже с ростом цен это направление остается одним из самых доступных и привлекательных направлений для российских путешественников. Особенно на фоне курсовых колебаний и общей тенденции к увеличению стоимости турпродуктов. Об этом Profi.Travel рассказали в Республиканском союзе туриндустрии (РСТИ) 10 июня
Спрос есть — но упирается в инфраструктуруРуководитель компании «БелИндТревел» Александр Кротов отмечает, что в этом году все места на лето были распроданы раньше обычного. «У меня примерно столько же туров, сколько и раньше. Может, я и мог бы возить не два автобуса в неделю, а шесть, но некуда селить туристов. Единственная тенденция этого года в том, что продажи туров на летний сезон мы закрыли уже к середине весны, что говорит о высокой востребованности и готовности туристов заранее планировать свои поездки», — говорит он. По мнению Александра Кротова, основным ограничивающим фактором для роста турпотока остается нехватка объектов размещения, а не дефицит интересных предложений на рынке или стоимость поездок.
Что касается цен, то по словам эксперта, они остались на прошлогоднем уровне, если считать их в российских рублях. Так, стоимость проживания выросла примерно на 10-15%, но благодаря укреплению курса рубля для россиян отдых стал даже более выгодным, чем прежде. В мае цены были выше из-за отсутствия скидок, летом же работают программы лояльности и дисконта, поэтому стоимость номера на 20% ниже.
Отельеры отмечают оживление сегмента организованных тургрупп, приезжающих на спортивные соревнования, фестивали и конкурсы. Да и в Минске заметно выросло количество мероприятий — выставка «Белагро», международная конференция, экономический форум привлекают корпоративных клиентов. Мероприятия остаются главным драйвером загрузки. Загрузка некоторых гостиниц в июне на начало месяца — около 70%, на июль уже около 35%, с пиками в дни крупных событий.
Больше интереса к малоизвестным городам и маршрутамДиректор витебской туркомпании «Илва» Лариса Петровская тоже говорит о росте спроса на поездки из России в Беларусь: в ее компании рост больше чем на 50% по сравнению с прошлогодними показателями. Июнь практически распродан, поездки в июле и августе еще возможны, но только там, где есть заранее забронированные отели. Уже идут бронирования на ноябрь и даже на Новый год. По словам Петровской, туристы все чаще интересуются не только крупными городами, но и малоизвестными маршрутами — гастрономическими турами, тематическими программами, поездками в малые города и национальные парки. Она перечислила популярные направления: Полесье, Браслав, Припятский национальный парк. Среди новых объектов особенно привлекают отреставрированные замки в Коссово и Ружанах, а также глубинка — Слоним, Браслав, Поставы. Растет популярность восточных регионов (Могилёвская и Гомельская области), хотя раньше особенным спросом они не пользовались.
Значительный прирост туристов из России подтверждает и директор «Могилевоблтурист» Елена Карпенко: заявок на лето в 5 раз больше, чем в прошлом году. Есть даже заказы из дальних регионов, например, Владивостока, Приморского края. Туристы приезжают с разными интересами: патриотическими, архитектурными, историческими.
Цены на размещение, по словам Елены Карпенко, выросли незначительно, но возник дефицит свободных мест в гостиницах и санаториях: спрос сильно превышает предложение. Структура спроса изменилась незначительно. По-прежнему большую часть туристов составляют люди старшего поколения. Однако появилось больше семей с детьми и много групповых заказов на санаторный отдых.
Туристы интересуются разными форматами — от однодневных экскурсий по Могилёву до многодневных туров по всей Беларуси. Также заметно увеличение количества самостоятельных путешественников, особенно в небольших городах. Многие сами планируют маршруты, пользуясь картами и информацией из туристических центров, но есть и желающие присоединиться к экскурсиям с гидом или в составе сборных туристических групп.
«В этом году вырос спрос на однодневные и двухдневные туры с выездом из Могилёва и Гомеля. Мы активно работаем с гомельскими операторами и формируем такие туры, которые особенно популярны у индивидуальных туристов. Например, тур «Готика западной Беларуси» пользуется спросом у тех, кто приезжает в восточную часть страны, но хочет познакомиться и с западной Беларусью», — рассказала она.
Есть вопросы к логистике, не хватает поездовУже в начале лета туроператоры столкнулись с проблемой в логистике: в пиковые даты (например, 12–14 июня) мест в поездах из Москвы и Санкт-Петербурга в белорусские города не хватает, особенно остро это чувствуется в направлении Гродно, куда ходит всего три вагона. Но то же самое касается и Бреста, и Витебска. «Недостаточно пассажирского сообщения с регионами, — констатирует Лариса Петровская. — Потому что Северо-Запад едет через Питер, Центральный регион едет через Москву. Ж\д-билетов нет уже в течение последнего месяца, поэтому мы не смогли удовлетворить весь спрос наших потенциальных клиентов. И это не только на июньские праздники, но и на другие даты тоже. Из-за дефицита поездов вынуждены организовывать перевозки наших туристов автобусами из Москвы или из Питера».
Но и тут, по словам туроператоров, появились сложности при пересечении международных автомобильных пограничных пропусков с Россией — проверка занимает больше времени, что вызывает недовольство туристов и снижает привлекательность автобусных туров.
В то же время российские туристы в основном хорошо знают Беларусь и часто организуют путешествия по стране самостоятельно, без участия официальных белорусских операторов. Такие частные поездки не отражаются в официальной статистике, хотя их количество велико. Многие покупают экскурсии уже на месте, не перегружая свой отпуск планами заранее. При этом бронируют напрямую или через «сарафанное радио».