В России работают над решением проблемы ложных блокировок карт
Банк России заявил о том, что ведёт активную разработку решения проблемы ложных блокировок банковских карт, с которыми столкнулись тысячи россиян в последние месяцы.
Детали этой работы будут раскрыты позже, но, как заявила глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина, речь идёт о «побочных эффектах борьбы с дропперами» – теми, кто использует счета и карты граждан для обналички украденных денег. По её словам, последние пару месяцев регулятор фиксирует резкий рост жалоб на необоснованную блокировку карт и переводов. При этом под ограничения зачастую попадают добросовестные клиенты, операции которых ошибочно определяются системой как подозрительные, а банки перестраховываются и всё чаще начинают блокировать клиентов без серьёзных оснований.
Дело в том, что с августа Центробанк расширил перечень критериев, которые позволяют признать операции подозрительными, – их теперь девять. Так, среди этих критериев появились такие как: необычное местоположение банкомата, нетипичная сумма или время перевода, повышенная активность звонков или СМС на телефоне клиента, а также переводы на сумму более 200 тыс. рублей. Выявление хотя бы одного из этих признаков часто влечёт за собой автоматическую блокировку карты.
Эксперты «Ъ» характеризуют данную проблему как системную. По их оценкам, рост ложных срабатываний – это прямое следствие ужесточения контроля и введения нормы о возврате средств жертвам мошенников. После этого банки и зачастили блокировать переводы и карты просто «на всякий случай».
При этом механизмов по оперативной разблокировке у банков нет – они сейчас только появляются. Например, это возможно, когда человек по телефону просит заблокировать карту, называя кодовое слово, а затем через какое-то короткое время он же звонит, и просит её разблокировать. То есть технически такая возможность есть, но её надо проработать ее процедурно.
Также отмечается, что сейчас в «базе дроппов» – уже свыше миллиона человек, и выйти из неё не так-то просто. И дело опять-таки в том, что ЦБ не имеет правовых оснований исключать людей из этого списка самостоятельно – он может лишь запросить информацию у того банка, который инициировал включение.
Главная проблема заключается в том, что даже нет процедуры проверки обоснованности заявления клиента. В результате чего в базу попадают компании или частные лица на основании необоснованных и даже ошибочных жалоб.
Одним из возможных решений проблемы является временное внесение в «чёрный список» – на какой-то определённый срок, после чего данные автоматически удаляются, если нарушение не выявлено или не подтверждено.
Также обсуждается возможность вовлечение МВД в процесс подтверждения оснований для блокировок.