В Совфеде поддержали открытие памятника фронтовым актерским бригадам
Больше 3,5 тысячи фронтовых бригад, в составе которых выступали 42 тысячи артистов, поддерживали боевой дух бойцов Красной армии в ходе Великой Отечественной войны. Одна из них — бригада № 13, состоявшая из шестнадцати актеров Театра сатиры, в 1941 году попала в окружение противника под Вязьмой. Именно там, в Смоленской области, решили увековечить память всех актеров, трудившихся в военное время. Об этом сообщили на открывшейся в Совете Федерации выставке «Актеры Театра сатиры на фронте и в тылу».
Актеры — героиОтметивший в прошлом году столетие Театр сатиры изначально был придуман как сатирический злободневный театр, где показывали спектакли-обозрения, скетчи. Постепенно на смену обозрениям пришли комедии и водевили, репертуар постоянно пополнялся, и к началу сороковых годов прошлого века Театр сатиры стал одним из любимых у москвичей.
С самого начала Великой Отечественной войны театр стал «мобилизованным и призывным». Уже 23 июня 1941 года пленум ЦК профсоюзов работников искусства принял обращение «Ко всем творческим работникам», постановив, что задача театрального искусства во время войны заключалась в обслуживании частей армии и военно-морского флота. Начали создаваться актерские фронтовые бригады.
В первые месяцы войны часть актеров Сатиры, среди которых Валентина Токарская, Рафаил Хододов, Рафаил Корф, Яков Рудин, поехали с бригадой московских актеров № 13 в 16-ю армию Рокоссовского. Об этом повествует открытая в Совфеде постерная выставка. На ней представлены документы, фотографии, портреты актеров того времени, карта перемещений труппы.
Актеры выступали в лесу на импровизированных сценах. В октябре 1941-го бригада попала в окружение, угодив в печально известный вяземский «котел». Корф и Рудин погибли, Токарская и Холодов оказались в окружении, долго скитались по лесам, но были вынуждены зарегистрироваться на оккупированной территории, чтобы создать новую концертную бригаду. Отступающие немцы увезли актеров с собой в Германию, где они выступали перед русскими военнопленными.
В Совфеде открыли выставку, посвященную фронтовым бригадам Театра сатиры Памятник «четырем дивизиям»
В театре бережно хранят память о погибших на войне коллегах и обо всех, кто выступал в составе фронтовых бригад, рассказал «РФ сегодня» художественный руководитель Театра сатиры Евгений Герасимов. Больше 3,5 тысячи бригад и 42 тысячи артистов — это, по сути, четыре дивизии, которые шли бок о бок с Красной армией, отметил он.
«Анатолий Папанов, Георгий Менглет, Валентин Плучек, Вера Васильева и многие другие — нам важно передать истории этих людей, — сказал Герасимов. — Их поколение — уникальное, они прошли горнило войны и стали уважаемыми деятелями культуры».
Инна Святенко © Пресс-служба Совета Федерации
В 2024 году в День памяти и скорби 22 июня артисты Театра сатиры посетили мемориальный комплекс «Поле памяти» в Вязьме. Там прозвучало предложение открыть памятник артистам фронтовых бригад, а в апреле 2025 года в городке Смоленской области прошла церемония открытия мемориального камня, на месте которого впоследствии возведут памятник.
Присутствовавшие на открытии выставки сенаторы из Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре почин театральных деятелей поддержали. Вице-спикер палаты регионов Инна Святенко поблагодарила актеров за сохранение памяти.
«Каждая история на постере — не просто биография, — подчеркнула она, — это свидетельство человеческой силы духа и преданности своему делу. Артисты выезжали на передовую, чтобы поддержать боевой дух солдат. Это был стимул идти вперед и не останавливаться. И сейчас многие актеры, музыканты поддерживают участников специальной военной операции. Традиции продолжаются».
Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой Москва — Иркутск — Владивосток — Москва
В Год защитника Отечества Театр сатиры представил спектакль-концерт в одном действии «Театр сатиры — фронту» на темы пьесы Григория Горина «Прощай, конферансье!» — о творческом и боевом пути той самой 13-й концертной бригады. Молодой режиссер Антон Буглак бережно восстановил постановку, которую больше сорока лет назад осуществил Андрей Миронов.
В основе — реальные события, основанные на воспоминаниях Валентины Токарской, одной из актрис, попавших в плен, рассказал «РФ сегодня» исполнитель роли конферансье, народный артист России Юрий Васильев.
«Зрители должны знать, что героически сражались не только фронтовики, но и актеры, которые были рядом, — уверен он. — Мы и сейчас выступаем перед нашими бойцами, и в Афганистане в свое время были, и тогда, помню, нас просили не показывать ничего про войну, война — это и так их повседневность. Ребята хотят отдохнуть, отвлечься, насколько это возможно, и наш репертуар для этого очень хорошо подходит — мы владеем юмором».
Работа над спектаклем так вдохновила труппу, что на репетициях не было недовольных, даже среди тех, кто исполнил, казалось бы, небольшую роль, добавил Васильев. И, конечно, актеры и работники театра регулярно отправляют посылки в зону СВО, покупают необходимые бойцам вещи.
О фронтовике Анатолии Папанове вспомнила его коллега по цеху, заслуженная артистка России Нина Корниенко. В театре, по ее словам, народный любимец Папанов был тихим, «он не был героем». А вот единственная его жена Надежда Коротаева оказалась противоположностью супруга — ее всегда было слышно. Сошлись супруги, по словам Корниенко, в отношении к людям и к жизни: у обоих было обостренное чувство справедливости и собственного достоинства.
Нина Корниенко © Пресс-служба Совета Федерации
А дочь Анатолия Папанов Елена Папанова рассказала, что ее родители познакомились в родном для обоих ГИТИСе, где они были однокурсниками.
«Мама вспоминала, как окончила школу и поступила в институт, — говорила Елена Папанова. — Было лето, она пришла узнать результаты экзаменов, во дворе ГИТИСа как раз шел митинг — ребята отправлялись на фронт. Все уже знали, что началась война, но никто не предполагал, что она будет такой долгой и что отцу придется ее пройти».
В августе 1941-го количество московских театров было сокращено с «19 театральных трупп до 12», они же, в свою очередь, были объединены с сохранением своих творческих коллективов в шесть театров. «Сатира» в тот момент была единственным театром, где не упали, а, напротив, выросли сборы. Уже в октябре труппу отправили в эвакуацию в Иркутск без художественного руководителя, без режиссера. Оттуда особым распоряжением «для обслуживания населения Дальнего Востока и личного состава Тихоокеанского флота» перевели во Владивосток, а потом в Магнитогорск и Хабаровск.
В родные московские стены Театр сатиры вернулся только в августе 1944 года.
Боевые будни и подвиги: о чем писали фронтовые газеты