В Театре Наций прошла премьера спектакля Валерия Фокина «Обыкновенная смерть»
20 и 21 сентября на малой сцене свою первую постановку в Театре Наций – спектакль «Обыкновенная смерть» – представил народный артист Российской Федерации, лауреат четырех Государственных премий, президент Александринского театра Валерий Фокин. В главной роли – народный артист Российской Федерации, дважды лауреат Государственной премии Евгений Миронов.
В основе постановки – повесть Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича», считающаяся одной из вершин мировой психологической прозы. Тем, насколько подробно выписана хроника болезни и умирания судейского чиновника Головина, восхищались Бунин и Чайковский, Набоков и Кортасар. Их поражало, что история Ивана Ильича жесткая и несентиментальная, но при этом во всех подробностях показывает не только процесс ухода человека из жизни, но и нравственное возрождение его души.
Как рассказал Валерий Фокин, «основная идея нашего спектакля – показать, как суетное, автоматическое, наполненное событиями, но не делами, существование человека меркнет при приближении смерти. И в эти последние мгновения приходит осознание его истинного предназначения, нравственное возрождение его души. “Прошедшая история жизни Ивана Ильича была самая простая и обыкновенная, и самая ужасная” – с этой фразы в повести начинается жизнеописание ее главного героя. Толстой как будто ставит знак равенства между этими двумя понятиями. Судьба Ивана Ильича – лишь частный пример общего принципа; его жизнь ужасна в той же степени, что и жизнь любого человека, который живет неосознанно, “как все”».
«Работа с Валерием Фокиным – всегда эксперимент, всегда ломка стереотипов, поиск нового, не всегда комфортного. А когда повод для такой работы – гениальная повесть Льва Толстого, это еще и погружение в область границы между жизнью и смертью, психологический и психотерапевтический анализ состояния человека в самый важный момент его жизни. Разбирая и репетируя с моими коллегами текст, который прекрасно адаптировала для сцены Настя Букреева, мы буквально по миллиметру проследили весь этот процесс. А режиссер предложил очень необычную форму, внутри которой сочетаются и драма, и тонкий юмор. Нам было непросто ее освоить. Но самым интересным и сложным оказалось идти за мыслью Ивана Ильича, практически до самого конца отстаивающего свои жизненные принципы. Только перед смертью он осознает их фальшивость, смиряется и принимает смерть как очищение. Такой духовный труд над собой роднит героя Толстого с каждым человеком», – говорит Евгений Миронов.
