В транспорте о транспорте. Часть пленарного заседания Пермской Думы прошла в автобусе
С докладом о развитии городского пассажирского транспорта Перми выступил заместитель главы администрации города Дмитрий Галиханов. Общественный транспорт Перми представлен 77 автобусными и девятью трамвайными маршрутами, на которые выходят 743 единицы подвижного состава. Ежедневно на городском пассажирском транспорте совершается более 650 тыс. поездок. Пермский автопарк считается одним из самых молодых в России: средний возраст автобусов составляет 1,9 года, трамваев – 7,5 года.Повышенные требованияВ 2025 году заключены новые долгосрочные контракты на обслуживание 41 автобусного маршрута. В них установлены более строгие требования к качеству перевозок: предельный срок эксплуатации автобусов сокращен с семи до пяти лет, увеличено число стационарных валидаторов, введена обязательная установка Bluetooth-меток для оплаты проезда, а также систем удаленного контроля работы кондиционеров. Обязательным стало двойное остекление окон в салоне, что тоже важно для температурного режима.По итогам торгов в рамках конкурсных процедур начальная стоимость контрактов была снижена на 225 млн рублей. Сэкономленные благодаря конкуренции средства направлены на увеличение объема перевозок на наиболее востребованных маршрутах.После заключения новых контрактов изменилась структура рынка перевозчиков: свою деятельность завершили ООО «РТ-лайн» и ООО «Автомиг», ранее обеспечивавшие около 40 % транспортной работы. Крупнейшими подрядчиками стали МУП «Пермгорэлектротранс» и ООО «Дизель», на долю которых теперь приходится 50 % городских перевозок. Всего пассажирскими перевозками в Перми занимаются 17 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.В рамках новых контрактов перевозчики приобрели 442 современных автобуса. Из них 383 уже вышли на маршруты, оставшиеся 59 планируется ввести в эксплуатацию до конца года.«От того, как работает городской транспорт, зависит жизнь города. За время реализации транспортной реформы нам удалось многое: появился современный транспорт – низкопольный, оснащенный кондиционерами и различными «умными» системами, внедрены разные способы оплаты. Переход на брутто-контракты исключил конкуренцию перевозчиков за пассажиров на улице, что повысило безопасность поездок и позволило обеспечить единый стандарт транспортного обслуживания для всех пассажиров независимо от маршрута. Наша главная задача – продолжать улучшать качество перевозок и дальше. Благодаря поддержке краевого правительства и губернатора Дмитрия Махонина у нас есть все возможности для дальнейшего развития отрасли», – уверен председатель Пермской городской Думы Дмитрий Малютин. Одним из важных событий в пермской транспортной сфере в этом году стал запуск автобусов с «гармошкой». По количеству таких автобусов Пермь занимает лидирующие позиции среди российских городов, уступая лишь Москве и Санкт-Петербургу. Сегодня в краевой столице 90 машин особо большого класса, а с 1 декабря станет еще больше: они выйдут на маршрут № 15.Новые маршруты и привлечение кадровПроводится работа по оптимизации маршрутной сети. Ее цель – рациональное использование имеющихся ресурсов для обеспечения равной транспортной доступности и увеличение провозной способности на перегруженных направлениях. Так, открыты три новых маршрута: № 2 «Ул. Победы – Центральный рынок», № 52 «Микрорайон Водники – Комсомольская площадь» и № 82 «Ул. Гашкова – Вышка-1 – ул. Грачева». Продлены пути следования маршрутов № 7, 10, 11, 13, 19 и 59. На девяти маршрутах увеличен класс транспортных средств, выведены из эксплуатации «короткие» автобусы Lotos. Основным показателем, характеризующим качество работы транспорта, остается соблюдение расписания. В первой половине 2025 года этот показатель демонстрировал снижение, однако уже с сентября наблюдается устойчивый рост доли выполненных рейсов. Это связано с завершением перетока водителей между предприятиями при переходе на новые контракты и системной работой по решению кадрового вопроса. Среди предпринятых мер – повышение цены контрактов и индексация заработной платы водителей (в частности, в МУП «ПГЭТ» средняя зарплата водителей выросла с 78 до 90 тыс. рублей), отмена продажи билетов водителями, обучение за счет предприятий (+63 новых водителя за 2025 год), расширение соцпакета и проведение конкурсов профмастерства. В результате дефицит кадров за год сократился с 450 человек (25 %) до 340 (18 %).Цифровизация и оплата проездаАктивно развивается и цифровая инфраструктура транспорта. Одним из успешных проектов стало мобильное приложение «Пермский транспорт». Оно позволяет бесплатно оформить виртуальную транспортную карту, использовать ее как электронный кошелек или проездной билет. С марта 2025 года появилась возможность оплаты через систему быстрых платежей (СБП) напрямую с банковского счета. Ежемесячно через приложение оплачивается около 1,6 млн поездок. До конца года на всех маршрутах появится автоматическое определение транспорта по Bluetooth-метке. Завершается подготовка функции оплаты через СМС на случай отсутствия мобильного интернета. Также проходит финальное тестирование виртуального льготного проездного для школьников, студентов, пенсионеров и многодетных семей. «Приняты все меры для того, чтобы оплата в автобусе была комфортной и понятной для каждого пассажира, независимо от возраста и рода занятий. Основные шаги уже сделаны. Транспортная отрасль – это живой организм, который требует постоянной тонкой настройки, чтобы продолжать развиваться», – отметил заместитель председателя Пермской городской Думы Максим Спиридонов. В структуре оплаты проезда наиболее популярным средством является банковская карта – ей оплачивается 47 % поездок, еще 10 % – посредством электронного кошелька. Оставшиеся 43 % приходятся на социальные, гражданские и льготные проездные. Кроме того, ежемесячно приобретается 4-5 тыс. разовых билетов – это лишь 0,02 % от общего количества оплат. Контроль и инвестиции в развитиеВ рамках «Часа депутата» парламентарии проехали на автобусе особо большого класса, лично проверили состояние подвижного состава, оценили доступные способы оплаты проезда и работу контролеров. Депутаты также посетили автобусный парк муниципального перевозчика.«Убедились, что парк обновляется, автобусы современные и комфортабельные. Многое делается для создания удобного и комфортного общественного транспорта, и я уверена, что это по достоинству оценят пассажиры», – поделилась первый заместитель председателя Пермской городской Думы Наталья Мельник. Она добавила, что в рамках муниципальной программы на 2026-2028 годы на развитие транспорта заложено 34 млрд рублей.Для реализации этих планов важна и культура оплаты проезда, ее повышению уделяется особое внимание. В 2025 году увеличено количество валидаторов и QR-кодов, запущены новые способы оплаты. Подключен сервис отображения количества безбилетников, аналогичная функция внедряется в мобильное приложение контролеров. Создана централизованная комиссия по рассмотрению дел о безбилетном проезде.Контроль обеспечивается ежедневными рейдами. В планах на 2026 год – увеличить штат контролеров на 15 человек, расширить каналы продажи транспортных карт и запустить возможность их пополнения через банкоматы.Трамваи и остановочные пунктыВ рамках реализации концессионного соглашения по модернизации трамвайной сети поставлено 44 новых трамвая, уложено 16,8 км путей и запущено движение трамваев по улицам Куйбышева, Дзержинского, Борчанинова и Мира. Получено положительное заключение госэкспертизы на проекты реконструкции пяти тяговых подстанций, ведутся работы по проектированию реконструкции трамвайного депо «Балатово». Продолжается подготовка к запуску трамвайного движения по ул. Карпинского. Большая работа ведется в рамках обновления транспортной инфраструктуры. К концу года количество «умных» остановок достигнет 168 единиц, 39 из них оснащены рекламными лайт-боксами, что уже принесло бюджету 11,5 млн рублей дохода. В 2026 году планируется увеличить число современных остановочных павильонов до 267, а к 2027 году – до 307 единиц.Особое внимание уделяется благоустройству остановочных пунктов. В 2025 году проведены работы на 21 остановочном пункте, а в 2026-2028 годах планируется восстановить и обустроить еще 72.
