В турагентствах объяснили рост объемов продаж

В турагентствах объяснили рост объемов продаж

Наибольший рост оборотов за первые девять месяцев этого года оказался у турагентств: +18%. Количество проданных туров также увеличилось — на 12%, сообщает ТАСС со ссылкой на данные IT-компании «Эвотор». Редакция Profi.Travel выяснила причины неожиданного лидерства у самих турагентов.

«За девять месяцев 2025 года наилучшую динамику по оборотам и количеству транзакций продемонстрировали турагентства: обороты выросли на 18% (в III квартале — на 19%), а количество продаж туров — на 12% (в III квартале — 8%)», — говорится в исследовании компании.

Отнести эти цифры на счет роста внутреннего туризма нельзя: согласно отчету вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко, за первые 8 месяцев 2025 г. поездок по России оказалось всего на 5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Не говоря уже о том, что большинство туристов не обращается к турагентам, отправляясь в путешествие по собственной стране. С зарубежным туризмом ситуация более оптимистическая, однако данных за три квартала пока нет — есть только приблизительные оценки туроператоров за лето: рост продаж на 20%.

И все же турагенты считают, что в лидеры по росту оборотов они выбились не только из-за увеличения спроса. Одна из причин очевидна: туры продолжают дорожать, из-за этого растут и денежные потоки, проходящие через компанию. Вторая — не так заметна со стороны, но не менее важна: это обеление рынка.

«Сто процентов в зафиксированном росте оборотов сыграло свою роль обеление рынка — налоговая шерстит всех, проверяет любые транзакции вплоть до переводов физлиц на карты, — объясняет гендиректор сети «Розовый слон» Алексан Мкртчян. — В результате на сегодняшний день объемы платежей вчерную упали глобально. Хотя, конечно, не до нуля. Дело в том, что на такие оплаты часто провоцируют агентов сами туроператоры, предлагая им такие варианты оплаты в нерабочее время, выходные дни и праздники. Хотя ясно, что достаточно туристу написать заявление, и агенту прилетит штраф и от Роспотребнадзора, и от налоговой».

Эксперт добавил: эта тенденция будет только нарастать. «Через 2–3 года серых зон не останется вовсе. В этом году объявили о введении НДС для фирм с доходами свыше 10 млн рублей. Это уже затронет крупные компании. А в ближайшие пару лет можно ожидать дальнейшего снижения этого порога — где-то до 3 млн рублей. И тогда это коснется уже всех, кроме, может быть, самых маленьких агентств», — пояснил он.

Как отметили в независимых агентствах, с руководителями которыми поговорил корреспондент Profi.Travel, обеление рынка действительно заметно, но связано в первую очередь не с ужесточениями контроля Налоговой инспекции. По их словам, гораздо большую роль сыграл ставший в этом году фактически обыденностью план «Ковер».

«Постоянные задержки рейсов, причем значительные — иногда на сутки, особенно у востребованных Turkish Airlines на самом популярном зарубежном направлении — Турции — привели к тому, что агентства все реже используют альтернативные способы оплаты. Переводы средств туриста туроператору через терминалы уходят в прошлое именно поэтому: тысячи агентств ежедневно сталкиваются с претензиями клиентов по переносам и отменам рейсов. Это вынуждает их уходить в белое поле гораздо больше, чем налоговая», — рассказал директор одной из столичных турфирм на условиях анонимности.

При этом он добавил: рост продаж тоже сказался на показателях динамики оборотов турагентств. По его мнению, 2025 год оказался для рынка гораздо более успешным, чем любой из последних четырех лет. «Конечно, на доковидный уровень мы еще не вышли, но впервые подошли к нему достаточно близко», — прокомментировал он. Впрочем, есть и другое мнение: за последние годы значительное количество агентств ушло с туристического рынка, в связи с чем оставшиеся ощущают увеличение объемов продаж.

В июне 2026 года вступают в силу новые стандарты для глэмпингов. ГОСТ был разработан Роскачеством и утвержден Росстандартом. Однако, по мнению экспертов, никакой ясности рынку документ не принесет и уж тем более не способствует развитию этого сегмента. Сейчас в правовом поле глэмпингов нет, они относятся к базам отдыха. Однако и ГОСТ не дает ответа на вопрос, чем они отличаются друг от друга.

«Сейчас глэмпингов в правовом поле нет, есть только базы отдыха. Но новый ГОСТ никак не объясняет их различия. Тогда вопрос: зачем было тратить 1,5 млн руб. из бюджета на такой стандарт?» — задается вопросом эксперт Национального Союза профессионалов Индустрии кемпингов и автотуризма (НСПКА), член Международной Федерации кемпингов и караванинга Андрей Артюхов.

Он напомнил, что дискуссия по поводу этого ГОСТа шла 1,5 года. Трижды профессиональное сообщество предоставляло обоснованные доводы о том, что проект стандарта не отражает в своем содержании специфики настоящих глэмпингов, а лишь повторяет требования и рекомендации к территории и услугам кемпингов и баз отдыха. Однако в результате приняли именно этот вариант.

Другие эксперты согласны с ним. Определение глэмпинга в ГОСТе дано такое: это «средство размещения, относящееся к типу средств размещения „база отдыха“, используемое для временного размещения и обеспечения проживания туристов в некапитальных (временных, быстровозводимых, легко-разборных) строениях (жилых модулях), расположенных на выделенной визуально территории в природной среде с предоставлением услуг по организации досуга,питания и необходимой инфраструктуры, сочетающее близость к природе с комфортными условиями проживания».

«В чем отличие глэмпинга от любой другой базы отдыха с некапитальными строениями и комфортными условиями проживания?» — спрашивает, в свою очередь, директор АНО «Турэкспертиза», председатель общественной организации по защите прав потребителей «Курортный Крым» Александр Бурдонов. По его словам, никакого существенного признака, отличающего глэмпинг от других аналогичных средств размещения, нет.

Кроме того, эксперт отметил, что согласно стандартам, глэмпинг может быть расположен как автономно, так и «на выделенной визуально территории при средстве размещения иного типа (например, при загородном или курортном отеле)». «Но это разные объекты для самооценки и классификации и разные — для потребителя, — подчеркнул Александр Бурдонов. — Если это один объект с разными категориями (вариантами) номеров (модулей размещения), то общая оценка уровня качества идет по наихудшему (наименьшему) уровню качества».

Согласно документу, глэмпинги не рекомендуется размещать рядом с производственными объектами, линиями электропередачи, стационарными медицинскими организациями, рынками, торговыми центрами и иными аналогичными сооружениями, которые могут быть источниками шума и неприятных запахов, а также внутри жилой застройки, на территории садово-некоммерческих товариществ (СНТ) и дачных поселков. Но «не рекомендуется» — значит, что теоретически можно. Кроме того, такие рекомендации опять-таки можно отнести ко всем средствам размещения.

А пункт о том, что в сезонных глэмпингах допускается сооружение отдельного санитарного блока с туалетом и душем противоречит самому понятию, которое расшифровывается как «гламурный кемпинг».

«Главное отличие глэмпинга — его уклон в люкс, в шик. Например, если проводить классификацию, то у таких средств размещения она должна начинаться с 4*, — отметил Андрей Артюхов. Он подчеркнул: «так как Стандарт писали представители Роскачества, а не Ассоциации глэмпингов, вам трудно будет найти в нем четкие определения, что такое VIP и luxury-территория, инфраструктура и услуги. В итоге все, что сейчас будут строить предприниматели для любителей очень комфортного отдыха на природе, в официальных документах и на агрегаторах будут называться базой отдыха.

Если вас устраивает такая вывеска — База отдыха «Глэмпинг Голди Глэмп» - тогда новый ГОСТ вам в руки и удачи в luxury-туризме!».

«И главный нюанс: у нас в стране более 5 тыс. баз отдыха, а отдельного стандарта для них нет. Настоящих глэмпингов — примерно 300, и вот для них сделали ГОСТ. Однако самого определения глэмпингов создать так и не получилось», — резюмировал эксперт.

 

Профи Трэвeл Профи Трэвeл

14:06
47
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025