Василий Киселёв: мэр как пример… умер
Василий Алексеевич скончался в ночь на Радоницу, 29 апреля. Отказало сердце. Как рассказал его сын Алексей, внезапно ночью начали уменьшаться некие формации сердца. Врачи ничего не могли с этим сделать, просто в определенный момент сказали: всё, это конец. Счёт идёт на часы.
Немало выдержало это сердце за 79 лет. Из которых почти 10 лет, как принято говорить сейчас—труднейшие – возглавлял областной центр. И под конец жизни, без личного стремления, был признан его Почетным гражданином. Было за что.
За всё в ответеМногие сейчас пишут, признают, что время для руководства городом было тяжелое: 1996-2006 годы. Стало ли оно легче после Киселёва – никто не скажет. Спикер ОЗС Роман Береснев особо это отметил: на руководство городом просто никто не хотел идти, пришлось убеждать почти неизвестного тогда горожанам Киселёва. Начальника порта, работника облфонда имущества и еще чего-то там.
Говорил, просили уважаемые им люди и лично губернатор Владимир Сергеенков, с которым он позже «бодался» годами. Город против области – классика в то время. Киселёв взялся за совсем новую работу и на удивление – смог. Не без проблем и ошибок, конечно же. Была и тотальная проблема неплатежей, в том числе зарплат учителям, и забастовки, и транспортные, и коммунальные беды…
- Если бы вы знали, как ему тяжело всё это далось! Безденежье кругом, забастовки, сверху требуют всё уладить немедленно… Он всё пропускал через себя, переживал за действия каждого члена команды как за свои, искал выходы. И ведь находил решения, - вспоминает теперь его сын Алексей. – В последнее время смотрю в интернете: почти все отзываются о нём хорошо. Чаще всего пишут «хороший был мужик» и «хозяйственник».
За всё подряд в ответеПомнится, как-то в интервью Василий Алексеевич с обидой вспоминал, что пролоббированный им у тогдашнего губернатора Николая Шаклеина его преемник Геннадий Плехов даже не прислал ему приглашение на первый же День города. Возможно, потому что и с экс-прокурором Шаклеиным у него отношения не сложились. Возможно, нечаянно по его же вине, когда тот перед губернаторскими выборы пришёл к нему за советом, а тот ему на прямоту при людях: «Ну какой из тебя губернатор? Ты же не знаешь, с какой стороны к котельной подойти!»
А тот ответил со временем. К примеру, однажды внезапно шумиху в СМИ подняли депутаты гордумы Сергей Лузянин и Альберт Бикалюк. А Киселёв вида не подавал, что остро реагировал. Про Лузянина только с горечью сказал: «Я же его из такого дерьма вытащил, спас от тюрьмы, можно сказать. Крупнейший МУП отдал. И он мне вот как ответил».
А дело о подсветке здания горадминистрации помните? Тогда мэр отказал кировскому «Имлайту» в пользу иногородней фирмы. Сделавшей, как видим сейчас, образец для подсветки всех других зданий города. Но дороже. А это повод для проверок. «Зато выглядит современно, красиво. А не два столба с фонарями по углам здания, как другие предложили», - объяснял Киселёв.
А «дело о подарках»? Какие Василию Алексеевичу забавные вещи на 60 лет приносили разные директоры! Телескоп, макет пулемёта… А он – всё раздать школам. Но крови попили у него за якобы присвоенные подарки всё равно изрядно. И винил он тогда в нападках бывшего тогда ГФИ Валентина Пугача. «Я ему раз сказал даже в сердцах: доведёшь меня, так я и тебя с собой на тот свет заберу, пулю тебе в бронзовый лоб пущу!» - рассказывал он. А годы спустя простил и даже работал у него. Корона не покосилась.
И в те же дни по телефону спорил с покойным ныне секретарём обкома КПРФ Владимиром Осетровым: «Ну выйдете вы, ну скинете даже с должности. И что вам, лучше будет с Пугачем вместо меня?!» (Было расхожее мнение, что следующим мэром в обладминистрации хотят сделать именно бывшего тогда ГФИ). Пикет коммунисты тогда отменили, кстати.
Ну и уголовное дело из-за развалившегося весной 2005 года асфальта, конечно. Вот только мало кто помнит, что именно Киселев с той пермской фирмой-подрядчиком впервые в области (если не в России) в 2004 году заключил контракт с гарантийными обязательствами на четыре года вперёд. Это сейчас всем кажется нормой.
Как ни ворчали на улицах (куда без этого!), как ни пытались найти на него коррупционные факты – не нашли. Ни одного факта нетрудовых доходов, зарубежных вилл и дач. А на прощальном, после подачи в отставку, корпоративном банкете сотрудники произносили тост за его «нелипкие руки». Помнится, он сам говорил: «Если обвиняют сотрудника без причины – отстоим. Если причина хоть на копейку есть – пусть сам выкручивается».
Один парень из управления архитектуры однажды попал под следствие. За флешку кем-то подаренную! Сейчас звучит смешно. Но увы, это была та самая безжалостная «копейка»…
Медийная нефотогеничная личностьК слову, ежедневные поездки по городу спозаранку, до начала рабочего дня как сейчас у Вячеслава Симакова – киселёвская практика. Как и уходить с работы не раньше семи часов вечера. И еженедельная телепередача «Пять вопросов к мэру» на Гранд-ТВ а-ля прямые эфиры тоже с Киселёва началась. Сейчас всё это считается нормой.
Прессы он не боялся. Лично вычитывал распечатки статей с его упоминанием и критикой администрации. И релизы для запуска в СМИ сам правил. Общался с журналистами легко, весело. Когда есть время и в настроении. Даже свои пудовые гантели под рабочим столом с гордостью показывал. И разрешил про свой смешной рингтон с детским смехом на телефоне рассказать в газете.
Но ругался порой на некоторые СМИ за несправедливые, по его мнению, претензии. Мол, я к ним всей душой, а они… Однако никому не мстил, препонов не устраивал А потом, перед отставкой шутил с оппозиционными журналистами: «Как же вы без меня теперь, закрываться придётся?».
Помнится, однажды фотохудожника Сергея Склярова пригласили сделать ему фотосессию. Два часа снимал, наверное. Потом сказал: более сложной персоны для портрета не встречал. Хотя сам Киселёв к своей внешности на фото относился не так уж ревностно.
А как без них?Конечно, многие подозревали его в заигрываниях с теми-другими бизнесменами, в потаканиях директорам. Не сказать, что дым был без огня. Но если взять того же Шаклеина и других губернаторов – кто не старался бизнесменов ублажать? Так страна устроена.
«Расстрельная у меня должность, - как-то посетовал он. – И в точности по закону нельзя бывает для достижения результата, и нарушать закон нельзя, а за результат спросят. Никому я такой работы не пожелаю».
Да, человек болел душой за город. Знал о нем реально очень много, даже где какие водопроводные трубы лежат, каких лет постройки дома где-то стоят. Да, был хозяйственник. В политике разбирался так себе, и то начал связываться с партиями уже на пенсии.
Мог объяснить каждое принятое им решение, даже позже отвергнутое, как контракт с ККС (разрыву с которым был рад). Удивлялся недостатку, по его мнению, взаимодействия власти с предприятиями для содержания спортивных команд – «Динамо», «Родины»…
Любил вспоминать историю про своего начальника, который у подчиненного, пришедшего с отчётом, сбросил гору бумаг со стола: «Если ты делом всерьёз занимаешься, то и так должен всё помнить!».
Особое отношение было у него к служившим на флоте, как он когда-то: мол, у этих людей особое отношение к жизни. И подчеркивал свою связь с флотом.
Не смущать оногоКонечно, для всех Василий Киселёв не был и не мог быть хорош. Бывал порой напрасно резок. Но след в истории города оставил – многое началось и строилось при нём. Что-то и закончилось, как первые кинофестивали и прочее. В любом случае, он стал первым и пока последним мэром, избранным большинством населения города. Этим доверием всегда дорожил.
В последние годы Василий Алексеевич, увы, сдал по здоровью. Хотя раньше и храбрился на словах всех пережить. Общаться с ним год от года получалось всё сложнее. Хотя он был обычно в курсе новостей, имел своеобразные скептические взгляды на события. Но время неумолимо.
Помнится, на столе в его кабинете горадминистрации зачем-то всегда красовалась табличка с рожицей и цитатой якобы Петра Первого: «Подчинённый перед лицом начальствующего своего должен иметь вид лихой придурковатый, дабы разумением своим не смущать лица оного». Выбросили при расчистке кабинета, наверное. С собой на пенсию не взял.
Бывший сотрудник