ВЦИОМ: россияне стали меньше поддерживать жесткие меры в борьбе с пьянством
Люди устали от запретов и выступают за «мягкие, добровольные формы профилактики»
Готовность россиян поддержать антиалкогольную кампанию, если бы таковая была объявлена, находится на минимальном уровне за все время измерений. Это следует из опроса ВЦИОМ, в котором приняли участие 1600 граждан старше 18 лет.
Четверо из десяти респондентов выступают против таких мер, это почти в два раза больше, чем в 2009 году. Нежелание поддерживать ограничение на употребление или рекламу алкоголя социологи объясняют не желанием пить, а усталостью граждан от жестких запретов и запросом на «мягкие, добровольные формы профилактики». Впрочем, арифметическое большинство все-таки одобряет сухой закон.
По данным ВЦИОМ, за последние 20 лет также сильно изменились представления о методах борьбы с вредными привычками: почти двукратно вырос запрос на пропаганду здорового образа жизни, развитие современных медицинских методов лечения алкоголизма и организацию обществ трезвости. «Таким образом, россияне демонстрируют переход в борьбе с алкоголем от запретительной модели к мотивационно-просветительской», — приходят к выводу социологи ВЦИОМа.
Недавний опрос ВЦИОМ также показал двукратный рост доли трезвенников за последние 20 лет. У респондентов спросили: если сравнить ситуацию с алкоголизмом во времена Михаила Горбачева (1985-1991 годы) и сейчас, то как она, по их мнению, изменилась. 39% ответили, что люди в целом стали пить меньше. В 2005 году такой вариант ответа выбрали лишь 4% опрошенных, в 2009 году — 7%. Напротив, на то, что люди стали пить больше, в 2005 году указали 61%, в 2009 году — 55%, а в 2025 году — 13%.
«Скепсис к запретам и поддержка ЗОЖ подчеркивают, что сегодня эффективной будет политика добровольного выбора, основанная на образовании и формировании культурных норм, а не на административных ограничениях», — отмечает ВЦИОМ.