Вечность как американская мечта
Дэвид Фрейн, многогранный режиссер, сценарист и продюсер ("Третья волна зомби" и др.), в этом году на нестандартной нью-йоркской киностудии А24 создал, возможно, свой самый запоминающийся фильм. В нем гармонично переплетены темы жизни и смерти, и как удивительно! Причем отличить живых от мертвых здесь почти невозможно, даже в самом любовном треугольнике, который служит основой сюжета.
...Очаровательная Джоан (Элизабет Олсен) и её супруг Ларри (Майлз Теллер) живут вместе уже 65 лет. Оба уже перешагнули за восемьдесят. Они счастливые родители, бабушки и дедушки. Но случается трагедия: Джоан смертельно больна, а Ларри, по причине курьезного случая (он подавился крендельком!), умирает первым. После смерти он попадает на таинственную "загробную станцию", где душам предстоит определиться, как и с кем провести вечность, выбрав свой «мир».
Герою предлагается множество опций на любой вкус: вечность для курильщиков с лозунгом "Рак не может убить тебя дважды", перспективы для алкоголиков, любителей пляжей, гор и музеев. Здесь нет ни Страшного суда, ни ангелов и демонов, ни рая с адом; вместо этого окунаемся в обилие миров на выбор — от казино до пространств без мужчин. Единственное условие для новоприбывших — выбор окончателен и изменению не подлежит.
Похоже, Фрейн с наслаждением фантазирует о своем видении загробной жизни, насыщенном ироническими и творческими элементами, явно отсылающими к протестантским традициям. Это место напоминает бюрократическую структуру, где присутствует все, кроме Бога: заботливые помощники, уютные гостиничные номера и конференц-зал для презентаций видов вечности…
Однако наш герой пока не решается на окончательный выбор. И заранее отметим, что в этом скрыта ловушка: фильм предоставляет лишь фрагментарные детали о потустороннем мире. Нам не разрешено углубляться в его тайны, доступ к сакральной информации об устройстве "станции" ограничивается любовной интригой, что несколько охлаждает энтузиазм зрителя.
И интрига эта должна быть обязательно напряженной. На экране стремительно разворачивается любовный треугольник. Ларри встречает в баре станции первого мужа Джоан — привлекательного Люка (Каллум Тернер), который погиб в Корейской войне. Люк не сделал выбор в пользу вечности — без Джоан ему некуда идти. Он ждет ее за барной стойкой уже 67 лет! И не стареет! Ведь здесь все находятся в своей лучшей форме — старики отсутствуют, каждый превращается в лучшую, тридцатилетнюю версию себя.
Перед новоприбывшей (у нас бы сказали — новопреставленной) Джоан стоит сложный выбор: остаться с мужчиной, с которым она построила семью и вырастила детей и внуков, или дать шанс любви, прерванной войной. На протяжении всего фильма она исследует различные возможности.
Кажется, это мистика? Но визуально фильм мастерски сочетает реалистический подход с элементами фэнтези: поезда, напоминающие старинные вагоны, унылые номера отеля для новоприбывших и нарисованное небо за окном. Этот контраст подчеркивает абсурдность и одновременно трогательность происходящего.
Романтичная интонация истории рождается из чувств треугольника Ларри-Джоан-Люк. Авторы тепло относятся к каждому из персонажей, а актеры, похоже, вложили максимум своего обаяния и мастерства в рисунок ролей. Олсен, Теллер и Тернер создают убедительный любовный треугольник.
Так, Элизабет Олсен искусно изображает внутренние терзания Джоан: ее чувство вины (она же не была верна Люку!), тоску по несбывшемуся и страх перед неизбежным выбором.
Суровый Майлз Теллер изображает Ларри с теплотой и лёгкой неуклюжестью, что придаёт его персонажу подлинность.
Обаятельный Каллум Тернер представляет Люка как мужской идеал, но с налётом горечи от многолетнего ожидания.
Актёры создают гармоничные образы с легким мистическим оттенком. Их персонажи одновременно реальны и фантастичны, что добавляет особую глубину сюжету. Но не все здесь идеально. Хотя темы выбора и любовных переживаний героини придают фильму привлекательность, некоторые размышления Джоан кажутся нам избыточными. К сожалению, и развязка оказывается довольно предсказуемой, несмотря на усилия создателей сохранить интригу. Но не будем раскрывать детали…
Главное, "Вечность" — это действительно редкое явление в нашем кинопрокате, рассчитанное на особый зрительский интеллект. Прежде всего, благодаря оригинальной концепции загробной жизни, которая соединяет философские размышления и юмор, что огромная редкость в кино.
Здесь Фрейн мастерски балансирует на грани жанров: это и романтическая комедия, и мелодрама. Но при этом избегает пафоса, который можно было бы ожидать от такой глобальной темы. Его визуальный стиль запоминается — он лаконичен, но в то же время яркий. "Миры" (горы, пляж) кажутся удивительно реальными, а диалоги героев полны тонких наблюдений о природе любви и памяти.
Это умное и трогательное кино, конечно, полностью "из головы". Почти философская драма с элементами фантастики и тонким юмором, особенно актуальная в рождественские недели. В фильме поднимается вопрос о выборе, о принятии важных решений в жизни. И "Вечность" не предоставляет нам лёгких ответов, но побуждает размышлять: что для нас важнее — реальная любовь с её страданиями и недостатками или идеализированная мечта о том, что могло бы быть, если...?

