Верховный суд обязал аэропорт Иркутска устранить нарушения при строительстве нового терминала
Верховный суд Российской Федерации поддержал Восточно-Сибирскую транспортную прокуратуру в споре по вопросу законности строительства нового терминала в Иркутске. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда отменила постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и оставила в силе постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда, которым отказано в удовлетворении заявления АО "Международный аэропорт Иркутск» к Байкало-Ангарской транспортной прокуратуре о признании недействительным представления об устранении нарушений законодательства, допущенных при строительстве терминала.
Проверка, проведенная совместно с Енисейским управлением Ростехнадзора, показала, что терминал является объектом капитального строительства. Его монтаж выполнен на основе фундамента из 134 железобетонных свай, сообщает пресс-служба Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры.
Транспортный прокурор внес представление генеральному директору аэропорта Иркутск с требованием устранить нарушения градостроительного и воздушного законодательства. Не согласившись с доводами прокурора, аэропорт обратился в суд с иском о признании недействительным представления и настаивал, что новый терминал представляет собой некапитальное быстровозводимое сборно-разборное сооружение и не требует получения разрешения на строительство, заключения государственной экспертизы проектной документации.
Арбитражные суды Иркутска встали на защиту интересов аэропорта, признав представление прокурора недействительным. Верховный Суд Российской Федерации согласился с доводами транспортной прокуратуры и указал, что терминал прилета относится к особо опасным, технически сложным объектам инфраструктуры воздушного транспорта.
Терминал построен с отступлением от техзадания. Его возведение без получения разрешения, без заключения госэкспертизы, без государственного строительного надзора может повлиять на безопасность эксплуатации, создать угрозу жизни и здоровью пассажиров. Таким образом, аэропорт Иркутск обязан вернуться к надлежащему рассмотрению представления надзорного ведомства и принять меры к устранению выявленных нарушений закона.
Разбирательства касательно нового терминала начались осенью 2024 года. Байкало-Ангарская транспортная прокуратура обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о запрете эксплуатации сооружения, указав, что оно имеет признаки капитального объекта. Для таких построек требуется разрешение на возведение, заключения государственной экспертизы и строительного надзора. По решению суда объект запретили вводить в эксплуатацию.
Аэропорт заявлял, что павильон — это модульное сборно-разборное сооружение, которое не попадает под градостроительные требования к капитальным объектам. Суд первой инстанции согласился с позицией аэровокзала. Апелляция решение отменила, но арбитражный суд округа признал выводы суда первой инстанции обоснованными.
11 июня 2025 года терминал внутренних линий принял первых пассажиров. В июле Восточно-Сибирская транспортная прокуратура подала в Верховный Суд РФ кассационную жалобу. Как сообщали журналисту IRK.ru в аэропорту, ситуация не угрожала работе терминала.
