Водителей и пешеходов начнут поощрять за безопасное поведение на дорогах

Водителей и пешеходов начнут поощрять за безопасное поведение на дорогах

Глава государства наметил меры по совершенствованию госполитики в области обеспечения безопасности дорожного движения. Владимир Путин своим Указом от 14 ноября 2025 г. № 841 утвердил Стратегию повышения безопасности дорожного движения в Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года.

Цель Стратегии – повысить безопасность дорожного движения и снизить смертность в результате ДТП. Ее планируется достигать путем реализации задач по повышению:

эффективности управления в области обеспечения безопасности дорожного движения;безопасности участников дорожного движения;безопасности транспортных средств и услуг в сфере транспорта;безопасности дорожной инфраструктуры;эффективности реагирования на ДТП.

В частности, в рамках первого направления власти собираются установить дополнительные индикаторы оценки безопасности дорожного движения, в том числе с учетом пробега ТС. Планируется ускорить внедрение передовых технологий, информатизации и цифровизации в области обеспечения безопасности на дорогах. Например, намечено создание единой информационной системы, позволяющей проводить мониторинг дорожной обстановки и оперативно реагировать на ее изменение.

В том же блоке задач упоминается о совершенствовании упрощенного порядка оформления ДТП без пострадавших. Речь идет о расширении оснований его применения, внедрении уведомительного порядка, не требующего выезда сотрудников полиции, и реализации иных механизмов.

Во втором блоке мероприятий, посвященном повышению безопасности участников дорожного движения, предусмотрены:

разработка единой концепции профилактики ДТП и единой системы информирования населения о необходимости соблюдать ПДД;повышение культуры участников дорожного движения.

Кроме того, власти намерены обеспечить быстрое реагирование на появляющиеся в соцсетях ролики, содержащие демонстративное пренебрежительное отношение к ПДД и минимизировать факторы отвлечения внимания водителей и пешеходов на цифровые мобильные устройства и наружную рекламу на дорогах. Рассматривается и возможность применения экономических мер стимулирования для повышения мотивации граждан к безопасному поведению на дорогах.

Часть задач связана с совершенствованием профессиональной подготовки водителей ТС. Так, для приобретения автомобилистами навыков управления машиной в реальных дорожных условиях планируется дополнить примерные программы профобучения водителей отдельными модулями по основным факторам риска, управлению ТС в сложных условиях движения. Также предполагается развивать дополнительные навыки, позволяющие оценивать дорожную обстановку, прогнозировать действия других участников дорожного движения и заблаговременно принимать меры по недопущению ДТП. Здесь же отмечается и важность развития системы проведения экзаменов, включая возможность внедрения их автоматизированного приема.

В свою очередь, для повышения безопасности ТС и услуг в сфере транспорта в России готовы создать цифровой профиль перевозчика. Он обеспечит интеграцию данных, необходимых для эффективной организации перевозок, реализации контрольной (надзорной), разрешительной и иной деятельности.

Еще одна мера – развитие единого национального рейтинга оценки безопасности ТС и разработка новых методик испытаний. Сам транспорт планируют оборудовать современными системами безопасности и помощи водителю (дистанционными системами контроля за техническим состоянием ТС в процессе движения, скоростью, стилем вождения, соблюдением водителем режима труда и отдыха, его состоянием и другими параметрами). А через механизм ОСАГО автовладельцев будут стимулировать приобретать новые или оснащенные более современными системами безопасности машины и повышать дорожно-транспортную дисциплину. Внимание уделят и вопросам безопасности дорожного движения при использовании каршеринга, доставки товаров, оказания других услуг в сфере транспорта.

Что касается повышения безопасности дорожной инфраструктуры, то намечено развитие объектов дорожного сервиса, в том числе в формате многофункциональных зон. Автомобильные дороги станут обеспечивать устойчивой мобильной связью и интернетом для повышения безопасности дорожного движения и комфорта пользования дорогами, а водителей – будут стимулировать к соблюдению скоростного режима через инфраструктурные решения в городах и других населенных пунктах (например, с помощью светофоров, дорожных знаков, лежачих полицейских и др.).

Отдельный блок задач Стратегии посвящен повышению эффективности реагирования на дорожно-транспортные происшествия. К примеру, для повышения оперативности реагирования на ДТП намечено совершенствование цифровых технологий информирования экстренных оперативных служб об аварии. Предусмотрена возможность применения беспилотников экстренными оперативными службами, принимающими участие в ликвидации последствий происшествий.

Ряд мер нацелен на своевременное и качественное оказание пострадавшим медицинской помощи. Планируется обучение широкого круга лиц необходимым навыкам. А для повышения их мотивации помочь потерпевшим предусмотрено введение поощрения и усиление правовых гарантий. Будут рассмотрены и возможности консультирования участников и очевидцев ДТП по вопросам оказания пострадавшим первой помощи на месте аварии.

В документе приведены данные статистики, согласно которым по итогам 2024 года количество ДТП по сравнению с 2017 годом снизилось на 22,1% (с 169 432 до 132 037), число погибших – на 24,5% (с 19 088 до 14 403), раненых – на 23,5% (с 215 374 до 164 754). В прошлом году социально-экономический ущерб от аварий превысил 1,5 трлн руб. При этом половина погибших в ДТП приходится всего на 20 регионов, которые характеризуются наибольшей численностью населения и парка транспортных средств. "По-прежнему девять из десяти дорожно-транспортных происшествий происходят из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств", – отмечается в документе. При этом самым распространенным нарушением остается превышение скорости.

Кроме того, проанализированы основные факторы риска в дорожном движении. Среди них – ошибки в выборе скоростного режима, недооценка опасности при выезде на полосу встречного движения, управление ТС в состоянии опьянения, условия, допускающие возможность наезда на пешехода, игнорирование порядка допуска к участию в дорожном движении, систематические нарушения. В этом же списке – отвлечение внимания участников дорожного движения на телефон, наушники и т. п., неиспользование ремней безопасности, мотошлемов, детских кресел.

Указ вступил в силу со дня его подписания. Его положения обязательны для выполнения всеми органами госвласти РФ и местного самоуправления. Их нужно учитывать при разработке, корректировке и реализации других документов стратегического планирования. Реализация Стратегии намечена в два этапа: 2025-2030 годы; 2031-2036 годы. В ближайшие полгода Правительству РФ поручено сформировать план конкретных мероприятий.

 

ГАРАНТ.РУ ГАРАНТ.РУ

21:07
30
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025