Вот почему не стоит доверять ChatGPT при ремонте и обслуживании автомобиля (и не только)

Содержание статьи...

Toggle Я спросил у ChatGPT, как чинить машину — и пожалел.Для начала — пара каверзных вопросовПомоги мне запустить двигательА, что если нужен новый аккумулятор?Не лезь в двигатель с такими советамиМораль проста: не доверяйте ChatGPT слепо Я спросил у ChatGPT, как чинить машину — и пожалел.

Вы ведь не стали бы спрашивать у нейросети, как делать операцию на сердце, правда? Так почему вы доверяете ей манипуляции на двигателе или спрашиваете совета, как правильно отремонтировать АКПП, сделать большое ТО и покрасить крыло автомобиля?

ИИ до сих пор не может справиться ни с проверкой орфографии, ни с автозаказами в «МакАвто»*, а люди продолжают просить у него инструкции по ремонту машин. Вы не поверите, но даже американская биржа Nasdaq рекомендует использовать искусственный интеллект для обслуживания и ремонта авто.

Я решил проверить сам — и посмотреть, насколько хороши (или плохи) автомобильные советы от ChatGPT. Молодое поколение людей, возможно, удивит результат, а может и даже разочарует.

*Для справки: Гигант фастфуда, компания McDonald’s протестировала технологию ИИ-автокасс в 100 ресторанах. Итог: эксперимент провалился.

Для начала — пара каверзных вопросов

«Как заменить жидкость в поворотниках?» — спросил я.

Ответ был: «В поворотниках (указателях поворота) нет жидкости — это распространённая шутка или „троллинг“ в автомобильной среде. Фраза „заменить жидкость в поворотниках“ используется как ироничный способ подколоть неопытных водителей или новичков: мол, есть такая жидкость, которую надо менять, как моторное масло или тормозную жидкость».

 1GAI

ChatGPT также выдал общие советы по диагностике неполадок в электрике.

Попробуем ещё. В 2022 году в западном интернете завирусилась история о том, как ChatGPT выдал подробную инструкцию по замене охлаждающей жидкости в Volkswagen Beetle 1961 года. Проблема в том, что у него воздушное охлаждение — никакого антифриза там нет. Я задал аналогичный вопрос, но уже про Volkswagen Super Beetle 1974 года.

ChatGPT ответил: «Хитрый вопрос — отличный вопрос с подвохом! Вы не замените охлаждающую жидкость в Volkswagen Super Beetle 1974 года… потому что её там просто нет!».

Ладно, ИИ-машина поймала меня. Уловка не сработала. Это вроде бы мелочь, но далеко не всегда нейросеть справляется даже с такими очевидными ловушками.

Например, на вопрос про замену охлаждающей жидкости в ЗАЗ-968 «Запорожец» 1985 года (такую машину водил мой дед) ИИ ответил так: «Замена охлаждающей жидкости в ЗАЗ-968 — это несложная процедура, которую можно провести самостоятельно, если соблюдать порядок действий. У этой машины заднемоторная компоновка и необычное расположение радиатора (в передней части авто), поэтому есть особенности».

 1GAI

Но это ещё не всё. Перейдём к настоящим вопросам.

Помоги мне запустить двигатель

Я начал с простого: «Как прикурить машину с севшим аккумулятором?»

ChatGPT решил, что я собираюсь использовать другой автомобиль и провода, а не пусковое устройство. Учитывая формулировку вопроса, это логично. Инструкция получилась вполне рабочая. В том числе ИИ посоветовал после запуска поездить 15–30 минут, чтобы подзарядить аккумулятор. Эксперты рекомендуют проехать не меньше 30 минут по трассе, так что ответ бота почти совпал с советами бывалых автолюбителей.

Затем я уточнил промт, указав, что хотел бы запустить мотор с использованием пускового устройства — ChatGPT выдал подробную пошаговую инструкцию, а также предложил ещё больше деталей, если я сообщу модель бустера. И действительно — нейросеть описала функцию «ускоренного запуска» авто почти в точности как в инструкции к моему девайсу.

Скорее всего, он просто нашёл инфу в Сети или пересказал её с сайта производителя — ChatGPT работает как «копирайтер», который никогда не устаёт и готов писать тексты круглосуточно (это настоящая машина для плагиата).

А, что если нужен новый аккумулятор?

Я задал вопрос: «Как заменить аккумулятор в Chrysler Sebring 2005 года?».

Мой вопрос опять оказался с подвохом, поскольку аккумулятор у этой модели находится не под капотом, а за левым передним колесом. ChatGPT ответил правильно — даже указал, что нужно поддомкратить машину и снять колесо, а также ослабить гайки до подъёма.

Но вот дальше всё пошло не так, как хотелось бы — «Снимите несколько пластиковых клипс или винтов, которые держат защиту».

Клипсы или винты? Что это?! Сколько их? Где именно они находятся? Как именно их отщёлкнуть/открутить? Чем конкретнее вопрос — тем туманнее были ответы.

 1GAI

Для более детального анализа ответов нейросети про замену батареи я задал вопрос про другую машину: «Как заменить аккумулятор в BMW X5 E53 3.0 бензин?».

И с этим промтом ИИ справился неплохо, указав, «что аккумулятор у кроссовера находится в багажнике, справа, под крышкой (в нише рядом с домкратом)». Но при запросах рассказать о более детальной процедуре замены батареи, с просьбой уточнить, как и где что откручивать, как именно снимать клеммы ИИ снова начал выдавать расплывчатые ответы, которые больше были похожи на тавтологию, чем на полезную информацию.

Shutterstock / Shutterstock

Не лезь в двигатель с такими советами

Я решил пойти глубже — в прямом смысле — и спросил: «Как заменить гидрокомпенсаторы в Jeep Cherokee 1988 года с 4,0-литровым рядным двигателем?». Такой же вопрос можно задать и про пикап Jeep Comanche, где устанавливали такие же моторы.

Ответ был: «Нужно снять клапанную крышку, штанги и впускной/выпускной коллекторы. Головку блока снимать не надо, если компенсатор не заклинило».

Но и заводское руководство по обслуживанию, и мануал от Haynes с этим не согласны. Они пишут, что головку снимать обязательно — иначе до гидрокомпенсаторов не добраться. В отличие от 2,5-литрового двигателя, где это возможно, в 4,0-х литровом агрегате отверстия меньше, и деталь просто не пройдёт.

Я нашёл в сети фото, видео и инструкции — и всё это подтвердилось. Тогда я напрямую задал вопрос: «Можно ли заменить гидрокомпенсаторы в четырёхлитровом двигателе Jeep Comanche/Cherokee без снятия головки?»

Ответ ChatGPT: «Да, вы вполне можете заменить их без снятия головки блока».

Мораль проста: не доверяйте ChatGPT слепо

Даже генеральный директор OpenAI, Сэм Альтман, признал это. Газета Times of India недавно процитировала его слова, сказанные в подкасте OpenAI: «У людей слишком высокая степень доверия к ChatGPT, что забавно, ведь ИИ часто галлюцинирует (Прим. автора: выдумывает). Это та технология, которой как раз не стоит сильно доверять».

Если даже сам создатель просит не доверять ChatGPT — то уж точно не стоит рисковать своим автомобилем.

Обложка: 1GAI

Источник Еще новости... Как перезаправить одноразовую перечницу – мельницу 06.08.2025 Неочевидный признак начала алкоголизма 06.08.2025 Девушки ради красоты начали есть сливочное масло пачками 06.08.2025 Необычные консервы времен СССР 06.08.2025 Много отборных шуток в мемах и картинках 06.08.2025 Почему атлеты бегают против часовой стрелки 06.08.2025 Загрузить еще... Tags: ChatGPTАвто новостиБаза знанийнейросетьОбслуживание автомобиляремонтСтатьиТехнический осмотртехнологии  

FiNE NEWS FiNE NEWS

12:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025