Вспомнил о «злющей России». Зачем Тимур Бекмамбетов подал заявку в Роспатент?

Вспомнил о «злющей России». Зачем Тимур Бекмамбетов подал заявку в Роспатент?
«Искренне, разумно — и весьма избирательно»

Напомним, что 14 марта 2022 года, в день, когда украинская армия нанесла удар кассетными боеприпасами по Донецку, убив два десятка мирных жителей и ранив ещё больше, Бекмамбетов, не стесняясь, раздавал провокационные интервью европейской прессе. Его заявления были предсказуемы и наполнены штампами: Россия — агрессор, фестивали — не место для «страны-оккупанта», а отстранение российских фильмов — гуманное решение.

«Решение искреннее и разумное. Когда на Украине льётся кровь, европейские фестивальные кроваво-красные дорожки приобретают зловещий смысл», - восхвалял авторов идеи Бекмамбетов.

Режиссёр увидел в трагедии «монументальное бедствие», а мирную жизнь назвал разрушенной за одну ночь. Для издания Deadline он с гордостью заявил, что намерен собирать свидетельства «дезинформации» и «фейков» в российских медиа, якобы искажающих картину происходящего. Бекмамбетов также увязал СВО с вводом советских войск в Афганистан, продолжив линию сравнений, так любимую западными журналистами. В России тогда подобные заявления восприняли с полным недоумением.

Иван Ургант (слева) и Бекмамбетов. Фото: Никеричев Андрей. Источник: mskagency.ru

 

От «Ёлок» к вилле Диснея

Сразу после этих заявлений режиссёр, прославившийся благодаря российской кинематографической инфраструктуре, продал всё, что связывало его с Россией: студию «Базелевс», особняк в Казани на берегу Волги и столичную недвижимость.

Вместе с супругой Натальей Фишман (в прошлом — советницей руководителя Татарстана) он обосновался на три страны: в Казахстане, где занялся развитием местного кинопроизводства, в США, где приобрёл виллу, некогда принадлежавшую Уолту Диснею, и в Израиле, предпочтение которому отдала его жена. Как говорится, неплохо в России заработал...

На этом фоне заявление о том, что Россия ему «больше не близка», выглядело уже вполне логичным: не только на словах, но и на деле он оборвал связи с Родиной, утверждая, что больше не хочет иметь с ней ничего общего.

С женой Натальей. Фото: ООО «Бизнес Медия Холдинг».  Источник: business-gazeta.ru

 

Но прошло три года…

Время (а для кого-то и голод), как известно, лечит — и корректирует взгляды. Сегодня тема СВО в западных кругах утратила былую эмоциональную остроту, а риторика — былую монолитность. В мае 2025 года решительный амбасадор культурного бойкота подал в российский Роспатент заявку на товарный знак. Да-да, это тот самый Бекмамбетов, для которого Россия стала символом «агрессии».

Речь идёт об изображении мультяшного персонажа, созданного в рамках одного из его проектов. Перечень товаров, в которых может использоваться этот знак, внушителен — от военной амуниции и прицелов до криптовалютных кошельков, сигнальных погремушек для скота и роботов с ИИ для домашнего применения. Тут же — бронежилеты, каски, лётные комбинезоны, а также устройства для подсчёта голосов на выборах и даже свистки для собак.

Зачем режиссёру, отрёкшемуся от России, столь внезапно понадобилось регистрировать бренд именно здесь — вопрос пока открытый. Хотя, вспоминая его последний российский фильм «Девятаев», в котором советские перебежчики изображены не злодеями, а жертвами обстоятельств, можно предположить: двойственность трактовки и компромиссы — его фирменный стиль.

Та самая девочка-мультяшка, которую режиссёр хочет запатентовать в России. Источник: regnum.ru

 

Корни, от которых он отказался

Тимур Бекмамбетов родился 25 июня 1961 года в Гурьеве (Казахская ССР, ныне Атырау, Казахстан). Его отец, казах по национальности, был инженером-энергетиком, мать — еврейка по происхождению — заместителем главного редактора областной газеты «Прикаспийская коммуна».

Отец настаивал на техническом образовании, и Тимур поступил в Московский энергетический институт. Однако вскоре бросил учёбу, чтобы отдать долг Родине в артиллерийских войсках. Отслужив, он сменил вектор: поступил в Ташкентский театрально-художественный институт на художника театра и кино, а затем перебрался в Москву.

 

От рекламы к блокбастерам

В начале 90-х годов, когда отечественное кино находилось в упадке, Бекмамбетов переориентировался на рекламу. Его ролики стали хрестоматийными: «Танки грязи не боятся» для КамАЗа и цикл «Всемирная история» для банка «Империал», заслужившие признание на московском фестивале рекламы в 1992, 1994, 1995 и 1996 годах.

Многие до сих пор помнят цитаты из этих роликов. «Звезду Суворову Александру Васильевичу!» — говорилось в одной из сцен. Или эпизод с Тамерланом, который «разговаривал с камнями» — реклама ушла в народ, став частью культурного кода 90-х.

Фото: Кирилл Каллиников. Источник: ria.ru

 

«Дозоры» и «Ёлки»: путь к славе

В 1999 году, почувствовав оживление российского кинорынка, Бекмамбетов основал студию «Базелевс». Его первой громкой работой стал «Ночной Дозор» по книге Сергея Лукьяненко — настоящий прорыв. Картина собрала по 16 миллионов долларов как в России, так и за рубежом, став символом возрождения отечественного блокбастера.

Успех «Дозора» открыл ему двери в Голливуд: в 2005 году режиссёра пригласили к сотрудничеству с «20th Century Fox». Но и о России он не забывал: в 2010 году стартовала масштабная новогодняя сага «Ёлки», охватившая десять частей. Последняя вышла уже после начала СВО, в 2022 году, когда Бекмамбетов уже покинул страну. Новые «Ёлки» — к нему отношения не имеют.

Фото: Управление по печати и информации Президента Российской Федерации. Источник: kremlin.ru

 

Из Гурьева в Голливуд — и снова в Россию?

С уходом из России Бекмамбетов дистанцировался не только от политики, но и от культурной среды, публично осудив курс российской власти и поддержав политику изоляции. Его заявления были прямолинейными: «страна-агрессор», «цифровая пропаганда», «угроза свободе слова». В общем, типичные клише для «беглецов».

Однако сейчас, когда политическая повестка в Европе сдвинулась, режиссёр неожиданно вернулся в то самое пространство, которое, казалось, закрыл для себя навсегда. Теперь его интересует не участие в фестивалях, а деловая активность и брендинг в рамках российского правового поля.

Как объяснить этот кульбит? Возможно, вспомнить фразу героя Гафта в фильме «Гараж»: «Вовремя предать — это не предать, это предвидеть». Или, если говорить более мягко, всё же стоит признать, что от корней не уйти. Даже если ты уверял, что больше никогда к ним не вернёшься.

Ну, а чем закончится история с Роспатентом, мы скоро узнаем...

Автор: Яна Половецкая

 

RuNews24 RuNews24

23:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025