Встреча Дональда Трампа и Си Цзиньпина – торговое перемирие на «12 баллов»?

Встреча Дональда Трампа и Си Цзиньпина – торговое перемирие на «12 баллов»?

В южнокорейском Пусане прошла встреча между председателем КНР Си Цзиньпином и президентом США Дональдом Трампом. Лидеры двух крупнейших экономик мира сели за стол переговоров в критический момент для американо-китайских отношений - Вашингтон и Пекин оказались в состоянии полномасштабной торговой войны. Саммит, проведение которого оставалось под вопросом еще несколько дней назад, продолжался 1 час 40 минут. Комментируя по горячим следам его результаты, Дональд Трамп заявил представителям СМИ, что она «была изумительной» и назвал Си Цзиньпина «великим лидером». По шкале от 1 до 10, где «10» наивысшая оценка, Трамп оценил встречу «в 12 баллов». Си Цзиньпин заявил, что странам следует сосредоточиться на «долгосрочных преимуществах сотрудничества». Деталей реальных договоренностей мало, итог встречи выглядит в целом как положительное рамочное соглашение.

Обещание реализовать широкий пакет экономических ограничительных мер против Китая стали частью предвыборной программы Дональда Трампа еще в 2016 году. Контуры «торговой войны» между США и КНР стали вырисовываться с лета 2017 года, а о первых конкретных мерах первая администрация Трампа объявила в январе 2018 года. Тогда Белый дом ввел на четыре года пошлины в размере не менее 30 процентов на импорт панелей для солнечных батарей и стиральных машин. Конфронтация нарастала до конца первого срока Трампа, а затем продолжилась и при Байдене: США и Китай то вводили, то снижали, а иногда и отменяли, пошлины и прочие ограничительные меры друг против друга, всё глубже увязая в торгово-экономических «боях» глобального и местного значения. 

В свою вторую каденцию Трамп сразу же пошел в наступление: первые пошлины были введены уже в феврале нынешнего года, а к началу марта они были повышены до 20 процентов на фоне заявлений, что Пекин не предпринимает достаточных мер для ограничения незаконных поставок фентанила в Латинскую Америку. По сути, это обезболивающее средство, используемое для снятия боли, связанной с хирургическими вмешательствами или другими сложными состояниями, но при этом используемого наркокартелями для создания наркотиков, которые привели к немалому количеству смертей в США.

В начале апреля Трамп с помпой объявил о введении гигантских тарифов против большинства стран мира. Тогда Белый дом открыто объявил тарифную войну КНР и потребовал капитуляции: на пике эскалации импортные пошлины на китайские поставки были подняты до запретительных 145 процентов.

Пекин – практически единственный среди торговых контрагентов Америки, ввел ответные - столь же жесткие - меры против США, которые, судя по всему, оказались чрезвычайно болезненными. Уже к середине мая представители Трампа договорились с китайцами об условиях 90-дневного торгового перемирия. А уже 10 июня стороны согласились отменить все запретительные пошлины, которые страны ввели друг против друга к этому моменту. Однако к началу осени произошло новое обострение. В последние полтора месяца, Вашингтон и Пекин лишь повышали ставки в торговой войне. КНР ужесточила экспортный контроль за редкоземельными минералами, необходимыми США для ВПК, чистой энергетики и технологического сектора. Тем временем США ввели в ответ экспортный контроль за технологиями, включая полупроводники и микросхемы, используемые для искусственного интеллекта.

Обе стороны несут потери. Статистика внешней торговли КНР по итогам сентября показывает, что торговля между двумя странами упала более чем на четверть от уровня прошлого года. При всем том часть китайских товаров, предназначенных для американского рынка, по-видимому, просто направляется через страны-посредники. В свою очередь, введенные Трампом пошлины на китайскую сельскохозяйственную продукцию привели к тому, что Китай, который ранее был крупнейшим покупателем соевых бобов США, начал искать других поставщиков соевых бобов, что нанесло сокрушительный удар по американским фермерам.

Трамп позиционирует себя как умелого переговорщика способного заключать сделки в прямом диалоге с другими лидерами. Незадолго до начала своего азиатского турне он заявил журналистам, что с оптимизмом смотрит на возможность заключения торгового соглашения на встрече со своим китайским коллегой, которое могло бы решить его главные задачи: восстановить экспорт редкоземельных металлов, заручиться дополнительными обязательствами по ограничению фентанила и открыть китайский рынок для поставок большего количества соевых бобов.

Предваряя встречу с Си, Трамп попытался укрепить свои позиции, объявив в ходе поездки по Азии о заключении целого ряда «прорывных» торговых соглашений с Малайзией, Японией и Южной Кореей. В конце октября министр финансов США Скотт Бессант заявил, что США могут повысить ставки, подготовив ряд новых мер экспортного контроля в отношении технологий, если Китай не продемонстрирует готовность изменить политику в отношении редкоземельных металлов, которая «сдерживает» технологическую и военную промышленность США.

В свою очередь, для Си Цзиньпина было важно подчеркнуть, что встреча с Трампом не перевешивает других приоритетов Пекина. Речь идет, в частности, о масштабных договоренностях со странами Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Тем самым, руководство КНР демонстрирует свою способность эффективно управлять международной повесткой и укреплять позиции Китая на глобальной арене. Что касается торговой войны с США, то, согласно оценкам британского The Economist, Китай её выигрывает. Пекин научился управлять торговой эскалацией и принимать ответные меры так же эффективно, как и Америка. И он успешно экспериментирует со своими собственными экстерриториальными торговыми правилами, тем самым меняя вектор мировой экономики. Издание называет три причины.

Во-первых, Пекин доказал свою способность противостоять американскому принуждению и умело наносить ответные удары, достигнув того, что на жаргоне известно как «эскалационное доминирование». К примеру, тарифы, введённые Трампом против Китая в апреле, были отменены после обвала на Уолл-стрит. Недавно, после того как Китай ввёл ограничения на экспорт редкоземельных металлов, используемых в высокотехнологичном производстве, Трамп пригрозил 100-процентными пошлинами, но затем снова отступил. Его угрозы парализовать Китай практически полным эмбарго не заслуживают доверия, поскольку это нанесёт ущерб и Америке. В этом году китайский фондовый рынок вырос на 34 процента в долларах - вдвое больше, чем индекс S&P 500.

Во-вторых, Китай задает тон в формировании новых правил глобальной торговли. Пекин хочет построить на руинах старого либерального торгового порядка систему, которую возглавит, и которая будет соперничать с американской империей. Пекин уже изменил географию своей торговли и успешно перенимает опыт США в регулировании мировых рынков в своих интересах посредством лицензирования, поскольку является ведущей производственной державой мира и крупнейшим торговым партнером для более 70 стран.

Наконец, в-третьих, торговая война с Америкой лишь укрепила позиции Си Цзиньпина и КПК внутри Китая.

По итогам встреч высокопоставленных представителей США и КНР друг с другом и с официальными лицами третьих стран, которые предшествовали рандеву Си и Трампа, многие пришли к выводу, что Пекин, вероятно, добился большего и заключил более выгодные соглашения, в то время как усилия Вашингтона по расширению связей с союзниками и партнерами продолжают давать сбой.

При этом пока перспективы для масштабного и окончательного торгового соглашения не просматривались. Обе стороны демонстрируют свои сильные стороны и воздвигают барьеры из различных инструментов давления.[i]

Каковы же первые результаты переговоров в Пусане? На встрече в Южной Корее Трамп и Си Цзиньпин договорились о торговом перемирии сроком на один год, в ходе которого пошлины будут снижены, а экспортный контроль смягчится, что обещает временное облегчение бизнесу и потребителям. По данным западных СМИ, начиная с будущего года, пройдет серия встреч на высшем уровне, включая визит Трампа в Китай, а Си – в США - в следующем году. Помимо снятия угрозы 100-процентных пошлин, звучавшей ранее в этом месяце, Вашингтон снизит пошлины на китайский экспорт с 57 до 47 процентов, в то время как Китай согласился приостановить свои последние по времени[ii] меры экспортного контроля для редкоземельных металлов - также на один год.

Кроме того, по словам Трампа, в рамках соглашения США отложат взимание сборов с китайских судов, прибывающих в американские порты, а Китай согласился закупить «большие партии» американской сои и активизировать работу по пресечению поставок прекурсоров фентанила. Президент США также намекнул, что Пекин может вскоре заключить сделку о покупке американской нефти и газа, добываемых на Аляске. Министерство торговли Китая заявило, что США приостановят планы по экспортному контролю в отношении дочерних фирм китайских компаний. Помимо этого, как сообщают источники, Китай согласился закупить в США свыше 12 млн. тонн соевых бобов в этом году.

 

Трамп заявил, что соглашения будут окончательно оформлены «довольно скоро» и что переговоры по сделке пройдут в течение года. Другие острые вопросы двусторонних отношений, судя по официальным заявлениям, прозвучавшим до сих пор, если и затрагивались, то не глубоко. Стороны договорились продолжить работу по теме продажи TikTok. Вопрос Тайваня, по словам Трампа, не затрагивался, а конфликт на Украине, по его словам, обсуждался «очень активно». При этом Си был более сдержан и, насколько можно судить, четко дал понять, что не намерен отказываться от импорта российской нефти, что свидетельствует о его стремлении сохранить стратегическое партнерство с Москвой.

Подводя итоги переговоров, Си Цзиньпин подчеркнул ведущую роль торгово-экономических связей для отношений Китая и США. Они не должны становиться камнем преткновения. Китайский лидер призвал Вашингтон продолжать взаимодействие на различных уровнях с целью улучшения взаимопонимания. Две крупнейшие экономики способны работать вместе с целью созданий новых возможностей для всего мира. Поскольку в следующем году в Китае пройдет саммит АТЭС, а в США – встреча «Большой двадцатки», поддержка сторонами усилий друг друга способствовала бы достижению позитивных результатов в ходе этих важнейших международных мероприятий. Китаю и США следует должным образом взаимодействовать и в международных вопросах, как на глобальном, так и на региональном уровне.[iii]

По мнению оптимистов, встреча Си и Трампа знаменовала собой более всеобъемлющее перемирие, чем другие, достигнутые странами в последние месяцы. По мнению реалистов, любые договоренности, которые были достигнуты в ходе саммита, окажутся временными и носят ограниченный характер. Нельзя исключать, что противоречия между двумя странами могут вновь обостриться уже к началу следующего года - в период подготовки визита Трампа в Китай.

Эксперты считают, торговая война между США и КНР не завершена, стороны постоянно балансируют на грани эскалации, когда тарифы и ответные пошлины стали новой нормой. При этом обе экономики находятся под давлением: спад промышленного производства и неопределенность с инфляцией в США, опасения относительно темпов роста и потребительских расходов в Китае. Как результат, налицо и негатив для мировой экономики.

На сегодняшний день, ни одна из сторон не может позволить себе радикальное обострение, поэтому и Вашингтону, и Пекину необходимо было найти возможность «сделать паузу». Таким образом, саммит в Пусане был направлен ​​не столько на заключение «великой сделки», сколько на достижение своего рода «прекращения огня» — торгового перемирия, которое позволит перевести дух и выиграть время. И эта цель достигнута.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Ключевые слова: США КНР саммит Си Цзиньпин Дональд Трамп торговая война Пусан

 

Международная жизнь Международная жизнь

13:05
20
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025