Встреча Михаила Мишустина с членами Совета палаты Совета Федерации Федерального Собрания
Обсуждались различные аспекты взаимодействия Правительства и Совета Федерации в ходе законотворческого процесса.
Вступительное слово Михаила Мишустина
Выступление Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко
Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемая Валентина Ивановна!
Уважаемые коллеги! Добро пожаловать в Дом Правительства.
Прежде всего я хочу от всей души поздравить вас, в вашем лице всех парламентариев с праздником – Международным днем парламентаризма, который отмечается сегодня.
В этой связи считаю важным подчеркнуть, что Совет Федерации многое делает для укрепления сотрудничества с законодателями других стран. Достойно отстаивает интересы России, в том числе в рамках Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, которую уважаемая Валентина Ивановна возглавляет. Включая и наблюдение за выборами разных уровней, и подготовку решений по развитию правового пространства.
Особо хотел бы поблагодарить вас за активное продвижение регионов за рубежом. При содействии сенаторов российские субъекты сегодня активно участвуют в деловых, культурных форумах, что нужно для налаживания диалога с партнёрами в дружественных государствах.
Хочу сказать об итогах совместной работы.
У нас сложилась хорошая практика взаимодействия, когда министры участвуют в заседаниях Совета Федерации в рамках правительственных часов, а сенаторы регулярно участвуют в стратегических сессиях и рабочих группах с членами Правительства. Мы также сотрудничаем по принятию подзаконных актов. Всё это помогает сообща решать задачи, которые перед нами ставит Президент.
Год назад состоялась очередная встреча представителей Совета палаты и Правительства. По уже сложившейся хорошей традиции прозвучали достаточно подготовленные предложения. По итогам нашего общения даны свыше двух десятков поручений. Почти все они выполнены. Большинство нормативных актов уже приняты, и при необходимости осуществляется мониторинг за тем, как реализуются решения.
На прошлой встрече мы говорили об обновлении Стратегии пространственного развития России. В декабре закончили такую работу, значимость её неоднократно отмечал Президент. Глава государства напомнил, что наша задача – раскрыть потенциал всех субъектов Российской Федерации, это вопрос гармоничного развития страны, вопрос справедливости и равных возможностей для граждан. Такой подход будет отражён и в плане мероприятий по реализации стратегии, его подготовка уже завершается.
Мы также подробно обсудили положение дел с кадрами в здравоохранении и образовании. Для совершенствования этих областей уже принят ряд решений.
В первую очередь это Концепция развития наставничества до 2030 года. Она позволит повысить престиж профессии педагога. Правительство поддержало такую инициативу сенаторов, которая была подготовлена, уважаемая Валентина Ивановна, под Вашим руководством.
Что касается медиков, то по поручению Президента мы уточнили условия для программ «Земский доктор» и «Земский фельдшер». Врачи и средний медицинский персонал получили возможность сменить место работы в том же регионе. И выплаты для них увеличены вдвое. До 2 млн рублей – врачам, до 1 млн – фельдшерам, акушеркам, медсёстрам. Рассчитываем, что, действуя так, сможем трудоустроить больше специалистов в учреждения здравоохранения, в том числе в сельской местности.
Конечно, следует отметить шаги по снижению бюрократической нагрузки на учителей в образовательных организациях. Такой закон был подготовлен сенаторами и депутатами сообща. Один из многих примеров результативной деятельности обеих палат Федерального Собрания.
Важно, что Совет Федерации особое внимание уделяет и качеству учебных материалов для школы. Инициатива привлечь Российскую академию наук для экспертизы учебников позволит рассматривать самые актуальные достижения науки и техники. Она также уже стала федеральным законом.
Рассчитываем, что сенаторы и далее будут эффективно сотрудничать с Правительством, решая вопросы, которые волнуют людей.
Значимый блок предложений связан с повышением уровня социальной защиты наших граждан, особенно тех, кто нуждается в заботе. Среди них будущие мамы. Сенаторы во главе с Вами, Валентина Ивановна, представили свои корректировки к правительственному проекту нормативного акта. Речь, напомню, шла об увеличении пособия по беременности и родам женщинам, которые потеряли работу. И сейчас это уже также действующий закон, который вступил в силу.
Как и новые нормы Трудового кодекса, которые были подготовлены членами Государственной Думы и Совета Федерации. На постоянной основе сейчас введены механизмы противодействия нарушениям трудовых прав. В том числе при возникновении просроченной задолженности по зарплате.
Вы вместе с депутатами повысили доступность лекарств для граждан на селе. Теперь, даже если рядом нет аптеки, необходимый препарат можно будет получить в близлежащей медицинской организации.
Нормативные акты, о которых говорил, были приняты ещё в прошлом году. При этом внимание к адресной поддержке наших граждан и в ходе текущих сессий остаётся одним из ключевых приоритетов для сенаторов.
Среди недавних таких предложений – оказание многодетным родителям бесплатной юридической помощи всех видов. Востребованное решение, реализованное депутатами и сенаторами с учётом позиции Правительства.
Важной темой совместного законотворчества с Советом Федерации является подготовка дополнительных мер для участников специальной военной операции и их семей. В рамках этой работы появилась ещё одна важная норма.
Родителям и супругам, которые ухаживают за ветеранами СВО, теперь не смогут отказать в предоставлении неоплачиваемого отпуска. Конечно, нужно дать близким возможность позаботиться о наших защитниках.
Также сейчас в Госдуме находится законопроект, который освобождает участников СВО и их семьи от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, когда для установления юридически значимых фактов приходится нести дополнительные издержки на необходимые процедуры.
Правительство поддерживает это предложение депутатов и сенаторов. Также будем продолжать помогать нашим ребятам и их родным.
Совет Федерации уделяет большое внимание и задачам развития страны, реализации национальных проектов, формированию федерального бюджета, выполнению поручений Президента. И представители вашей палаты Федерального Собрания нередко являются инициаторами новых законопроектов для достижения таких целей. Некоторые из них назову.
Как это было сделано, например, в рамках совершенствования контрольно-надзорной деятельности, когда предложения сенаторов были поддержаны в Правительстве.
И для стратегических, важных социально и экономически организаций созданы особые условия. Теперь они смогут заключать соглашения с контролёрами об устранении нарушений, которые выявлены во время проверок. Такая возможность была предоставлена для градообразующих предприятий, жилищно-коммунальных, для производства лекарств, а также государственных структур.
Эта процедура доступна по восьми видам контроля, включая энергетический, экологический, промышленную безопасность и другие. Исключения делаются только в тех случаях, когда могут быть риски для жизни и здоровья наших граждан.
Соответствующие изменения в законодательство вступили в силу в текущем году. Рассчитываем, что они позволят проверяемым организациям избежать и остановки производства, и сокращения сотрудников.
Хотел бы также поблагодарить Вас, Валентина Ивановна, за рекомендации по сохранению объектов культурного наследия. Мы поддержали инициативу, которая была подготовлена Вами и Вашими коллегами-сенаторами о создании единого ресурса для мониторинга таких строений, где будут размещены сведения о тех из них, которые нуждаются в восстановлении, чтобы после реставрации они вновь стали доступны для людей, были вовлечены в хозяйственный оборот. По предварительным оценкам, работы могут затронуть более тысячи объектов культурного наследия. Их сбережение важно для нас и для будущих поколений в России.
В Правительстве также поддерживают предложения, которые способствуют сохранению наших научных достижений. Этот подход сенаторы продемонстрировали при подготовке закона о биологических коллекциях и биоресурсных центрах, что необходимо и для дальнейших исследований, и для продовольственной безопасности страны в целом.
А вместе с депутатами члены Совета Федерации внесли свой вклад в формирование основ регулирования креативных индустрий, обеспечивая, таким образом, создание новых рабочих мест и производств для представителей творческих профессий. Ещё один пример нашего успешного взаимодействия – мы говорили о важности подобных правовых решений в ходе стратегической сессии на прошлой неделе.
Уважаемые коллеги!
Каждая законодательная норма проверяется её применением, практикой, реальной действительностью. Перед вами стоит очень непростая, но очень нужная задача – это осуществление парламентского контроля за новыми нормами и за тем, как меняются уже существующие правовые инструменты.
Президент особо отмечал необходимость подключить все формы и механизмы обратной связи с людьми, чтобы объективно оценивать ход преобразований, видеть, насколько их результат соответствует ожиданиям общества и обязательствам государства.
Уверен, именно так вы как представители российских субъектов будете действовать и в дальнейшем.
Хочу поблагодарить вас также за активную работу в прошедшем году и попросить выступить Валентину Ивановну.
В.Матвиенко: Уважаемый Михаил Владимирович!
Благодарю Вас за поздравление с Международным днём парламентаризма, который, кстати, был инициирован Советом Федерации и утверждён Организацией Объединённых Наций. Теперь все парламентарии мира отмечают этот день. В свою очередь хочу адресовать поздравление вам, потому что бóльшую часть законопроектов готовит именно Правительство, члены Правительства. И в этом смысле у нас очень хорошее сотрудничество, взаимопонимание и совместная работа.
Также хочу поблагодарить Вас за такие традиционные встречи членов Совета палаты Совета Федерации с Вами, с членами Правительства. Это очень эффективный механизм взаимодействия. Мы уже убедились в этом. И он практико-ориентированный и результативный.
По итогам прошлой нашей встречи практически все Ваши поручения были выполнены. А мы приходим не с какими‑то популистскими предложениями, а с вопросами, которые поднимают субъекты Российской Федерации, которые к нам поступают. Мы их обобщаем, анализируем. Спасибо вам за такую реакцию на наши инициативы.
Сегодня очевидно, что достижение амбициозных национальных целей развития, которые были поставлены Президентом, их успешная реализация зависит от слаженной работы всех уровней, всех ветвей власти. И она должна быть особо прицельной и результативной.
Я лишь несколько вопросов подниму. Мои коллеги меня дополнят. В стратегическом выступлении на Международном экономическом форуме в Петербурге главой государства была сформулирована системная программа социально-экономического развития страны, её внешнеполитический курс. Отмечены пять направлений структурных изменений в российской экономике. Знаю, что Правительство уже занимается и активно включилось в эту работу. Вы, уважаемый Михаил Владимирович, недавно провели ряд стратегических сессий по вопросам развития креативной экономики, отечественной науки и целый ряд других. Я думаю, что опыт взаимодействия с палатой регионов будет необходим и для реализации тех задач, которые были поставлены Президентом, особенно в части учёта интересов субъектов Федерации.
Здесь важны принципы гибкости, технологичности, скорости, на которых Президент сделал особый акцент. Они должны быть основополагающими в нашей работе в этот ответственный период.
Первое. Приоритетом для всех нас, конечно же, остаётся поддержка участников специальной военной операции, ветеранов, их семей. По поручению Президента совместными усилиями основной массив законодательной и нормативной работы уже был принят. Тем не менее жизнь подсказывает необходимость её донастройки. Кому‑то может показаться, что тот или иной вопрос является незначительным. Но здесь мелочей не может быть. В частности, откликаясь на просьбы наших защитников, совместно с Минобороны мы подготовили проект указа Президента, в соответствии с которым один из членов семьи раненого бойца может получить бесплатную путёвку для сопровождения его на медицинскую реабилитацию. Этот указ уже подписан.
Мы направили в Правительство к вам ещё целый ряд других законодательных инициатив. Просили бы их внимательно рассмотреть и поддержать.
Отдельно хочу отметить вопросы защиты и поддержки жителей приграничных регионов, в частности Курской области, героически освобождённой от украинских захватчиков. В ходе нашей встречи на Совете законодателей Президент поставил задачу парламентариям совместно с Правительством ещё раз проанализировать, что делается, и усилить меры социальной защиты, и не только социальной защиты, людей как в Курской области, так и в целом в приграничье. Знаю, что Правительство предметно этим занимается, но нужна более чёткая межведомственная координация и согласованность действий. Сенаторы от приграничных регионов, они постоянно находятся в регионах, в контакте с людьми, слушают их проблемы, вопросы, обращения. Мы также стараемся оперативно реагировать и как палата регионов находимся в постоянном контакте с региональными законодателями, руководителями субъектов.
Демография. Я не буду углубляться во все аспекты этой темы. Мы с Вами, Михаил Владимирович, отдельно встречались по этой теме, подробно её обсуждали. Поэтому лишь несколько вопросов, по которым попрошу Вашего участия. Отмечу, что члены Совета при Президенте по реализации государственной демографической и семейной политики активно включились в работу. У нас налажено полное взаимодействие с Правительством по всему спектру вопросов. Мы аккумулируем лучшие региональные практики, что называется, насаждаем семейноцентричность.
Недавно прошло очень полезное, на мой взгляд, заседание соответствующей рабочей группы Государственного совета.
Семейная ипотека – это, конечно, хорошее подспорье семьям с детьми. И государство для её поддержки выделяет большие финансовые ресурсы. Но, на мой взгляд, нужно усовершенствовать порядок её выдачи.
По итогам прошлого года более 50% выданных ипотечных кредитов по льготной семейной ипотеке приходится на четыре региона: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область. При этом из них более 40% – вне этих регионов проживания. Столько же, даже чуть меньше, приходится на все остальные 85 субъектов. Естественно, обычную ипотеку любой гражданин может взять в любом регионе Российской Федерации, это его законное право. А льготная семейная ипотека всё‑таки предназначена для улучшения жилищных условий семей с детьми в местах их проживания. Она должна быть доступна в каждом регионе, она не должна использоваться обходными путями в инвестиционных целях. Это будет, безусловно, стимулировать жилищное строительство во всех регионах, способствовать развитию регионов, поможет не допустить дальнейшего обезлюживания – это в том числе и вопрос демографического благополучия, позволит более эффективно использовать рынок вторичного жилья, что было разрешено.
Не буду углубляться, у нас есть все цифры, статистика, я готова их направить кому поручите. Мы обсуждали этот вопрос с Маратом Шакирзяновичем (Хуснуллиным) – мне кажется, он тоже проникся этой идеей – и направили свои предложения. Считаем необходимым внести изменения в постановление Правительства №1711 от 2017 года, дополнив его требованием о выдаче льготной семейной ипотеки на приобретение или строительство жилья на территории субъекта, в котором зарегистрирован заёмщик. Ещё раз говорю, это позволит во всех регионах улучшать жилищные условия семьям с детьми, а не только в четырёх вышеназванных.
Второе. Много обсуждали – и уже наработан материал. Требует отработки модель льготного арендного жилья для семей с детьми, в том числе молодых семей. Также хотела попросить Вас дать соответствующее поручение.
В целом принцип семейноцентричности должен стать мерилом как государственных, так и управленческих решений в России. И мы об этом говорили недавно в ходе открытого диалога с Максимом Геннадьевичем Решетниковым. И предложили сформировать оценку воздействия экономических решений на демографическую ситуацию по аналогии с оценкой регулирующего воздействия.
В продолжение темы заботы о семьях с детьми хотела бы поднять вопрос о качестве детского питания, которое, безусловно, является фундаментом здоровья детей. Сегодня мы практически полностью зависим от зарубежных поставок сухого обезжиренного молока, которое является обязательным компонентом для производства сухих молочных смесей. Аналогичная ситуация сложилась и с заквасками. Конечно же, мы можем и должны производить всё это сами, возможно, в кооперации с Белоруссией в рамках Союзного государства. Там эта проблема решена. И в сфере детского питания нам, конечно, надо навести чёткий системный порядок – выстроить единую государственную политику по обеспечению сбалансированного питания детей раннего возраста. В первую очередь, для того чтобы не было никаких вольных трактовок, мы должны принять неснижаемые стандарты качества детского питания. Имею в виду клинические рекомендации «Здоровый ребёнок» и ГОСТы на сухие ингредиенты и молочные продукты. В целях борьбы с контрафактом, а сухие детские смеси, как известно, достаточно дорогие, и на рынке появляется контрафакт, мы считаем, обязательно должна быть маркировка продукции детского питания и внедрение прозрачной системы прослеживаемости всех ингредиентов.
Также мы считаем, чтобы видеть всю картину, нужна единая цифровая платформа, которая будет показывать, сколько у нас детей раннего возраста по стране, каковы показатели по грудному и искусственному вскармливанию, какая обеспеченность в регионах продуктами детского питания и могут ли субъекты своими силами закрыть эту потребность. Просили бы Вас, уважаемый Михаил Владимирович, дать соответствующее поручение.
И сейчас очень важное. Активно занимается и Минсельхоз, и Минздрав, и Минпром этими вопросами. Но Правительство должно определить ответственного за межведомственное взаимодействие по вопросам детского питания. Мы, конечно, со всеми работаем, но всё равно должен быть какой‑то ответственный – сводить весь блок этих проблем и ими системно заниматься.
Совет Федерации как палата регионов, как Вы уже отметили, системно занимается вопросами, связанными с сохранением объектов культурного наследия. В настоящее время в Едином государственном реестре объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации зарегистрировано порядка 160 тыс. объектов культурного наследия, в том числе около 56 тыс. объектов археологического наследия. Из них свыше 70 тыс. – это объекты федерального значения, 78,5 тыс. – регионального и 4 тыс. – местного значения.
В декабре прошлого года Совет Федерации провёл масштабные, широкие парламентские слушания на эту тему. По их итогам были приняты рекомендации, которые перекликаются и с выступлением главы государства на Петербургском международном экономическом форуме по этой теме. Советом Федерации был отработан, принят целый ряд важных федеральных законов. Я не буду их перечислять. Хочу поблагодарить за поддержку вице-премьера Хуснуллина Марата Шакирзяновича, Дмитрия Юрьевича Григоренко. Один только пример приведу. Проблема, которая годами не решалась. Благодаря принятому нами закону стоимость капитального ремонта многоквартирных жилых домов, являющихся объектами культурного наследия, а их более 8 тыс. в реестре, по оценкам экспертов, уменьшилась на 2 трлн рублей. И это факт, это подтвердит и Марат Шакирзянович. И другие законы, принятые нами, создают условия для баланса сохранения и реставрации, когда нужна реконструкция и так далее.
В рамках выполнения поручений Президента по реализации Послания Федеральному Собранию нами также подготовлен и уже внесён в Государственную Думу ещё ряд законопроектов. Указанные документы позволят, как я уже говорила, не только обеспечить государственную охрану, но и активно вовлекать их в хозяйственный оборот, устранять избыточные административные барьеры, которые препятствуют их сохранению.
Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре совместно с Министерством культуры была проведена ревизия всех объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии. Их порядка 14 тыс. Ещё 10 тыс. объектов требуют незамедлительного принятия мер по их восстановлению. Иначе мы их просто потеряем.
Президент поручил к 2030 году отремонтировать и привести в порядок не менее тысячи объектов культурного наследия по всей стране и дать им вторую жизнь, в том числе за счёт открытия музеев, просветительских, выставочных центров и гостиниц.
В этой связи мы просим Вас, уважаемый Михаил Владимирович, во‑первых, дать поручение сформировать такую программу на тысячу этих объектов, а также предусмотреть необходимые средства (при всех сложностях бюджета) при формировании федерального бюджета на 2026-й и плановый период 2027–2028 годов. Это ещё очень важно для поддержки внутреннего туризма, который возвратит эти средства потом в бюджет. Тема достаточно острая.
Я Вам также докладывала, Михаил Владимирович, что мы вместе с Росимуществом провели – я имею в виду, региональные управления Росимущества, субъекты Федерации с участием сенаторов – ревизию всех бесхозных, брошенных, недостроенных объектов по всей стране. На сегодня их выявлено более 6 тыс. Подключились Минобороны, Министерство культуры, «ДОМ.РФ».
Продолжение следует.