Встреча Михаила Мишустина с генеральным директором компании «НПК “Морсвязьавтоматика”» Андрианом Правдиным

Встреча Михаила Мишустина с генеральным директором компании «НПК “Морсвязьавтоматика”» Андрианом Правдиным

В ходе встречи обсуждалась работа компании в условиях санкций, в том числе с использованием механизмов государственной поддержки, вопросы импортозамещения и локализации производства, реализация проектов сфере судостроения, а также кадровая политика.

Из стенограммы:

М.Мишустин: Добрый день, уважаемый Андриан Юрьевич!

Вы возглавляете компанию, которая входит в перечень системообразующих, где производится промышленное, энергетическое и судовое оборудование. И востребовано это оборудование во многих секторах экономики.

Правительство активно поддерживает такие направления, выделяются субсидии, соответствующие скидки делаются для продажи опытных партий, на НИОКР идёт поддержка мощная. Рост выпуска отечественных станков и компонентов сегодня способствует развитию целого ряда смежных отраслей обрабатывающего сектора и позволяет продолжать диверсификацию национальной экономики. А это важно для достижения промышленного и технологического суверенитета и в целом национальных целей развития, которые поставлены перед нами Президентом.

Расскажите, как работает ваша компания. Как решаются вопросы импортозамещения, кадровую политику как выстраиваете?

А.Правдин: Спасибо, Михаил Владимирович, наше предприятие разрабатывает более тысячи наименований продукции для разных отраслей – металлообрабатывающее, аддитивное оборудование, судовая электроника, энергетические установки, системы накопления энергии, зарядные станции мегаваттного класса, холодильное оборудование, пропульсивные системы.

Всего компания поставила более 1,4 тыс. станков на различные российские предприятия и является надёжным партнёром отечественного производственного сектора. Наше судовое оборудование присутствует в том или ином виде практически на всех вновь строящихся объектах от Калининграда до Владивостока.

На поставляемое оборудование сформировали и предлагаем программы жизненного цикла. Формируем и начали внедрять мероприятия ESG-повестки. За три последних года было разработано и поставлено в производство более 50 единиц продукции и систем.

В прошлом году выведено на рынок две новые модели станочного оборудования. Это линейка сервоэлектрических гидравлических гибочных прессов и 40-метровый лазерный раскройный комплекс.

Несмотря на санкционное давление, компания работает эффективно: разрабатывает оборудование, новые модели оборудования, занимается импортозамещением как комплектующих, так и программного обеспечения.

Локализация по ключевым компонентам станков достигает 100%. Причём все ключевые элементы станков производятся именно на нашем предприятии. Общая локализация – порядка 80% на производстве.

Мы активно привлекаем для работы на предприятии молодых специалистов. Сотрудничаем с высшими и средними учебными заведениями. В рамках нашего предприятия сформирован учебный парк станков и организованы внутренние программы обучения молодых специалистов знаниям, которые требуются при производстве конкретного вида оборудования.

Привлекаем студентов на практику. Активно работаем с Академией машиностроения имени Котина, МГТУ имени Баумана, Санкт-Петербургским политехническим университетом, «ЛЭТИ», ИТМО. В Государственном университете телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича создан обучающий класс для профильных специалистов. Этот комплекс мер приводит к повышению профессионального уровня сотрудников предприятий. Средний возраст сотрудников в компании составляет около 35 лет.

Для обучения сотрудников мы разработали и выпустили опытные образцы двух моделей обучающего оборудования. В первую очередь это гидравлический пресс с системой дополненной реальности. Молодые специалисты, надевая очки, в интересной для себя форме могут, общаясь онлайн с ЧПУ, то есть через очки прямо на ЧПУ, проходить 14 уроков, и буквально в течение пяти-семи дней обучения мы уже можем сказать, что базовые навыки работы на станке обучаемый освоил.

Кроме того, мы спроектировали установку автоматической лазерной сварки, где обучаемые могут поработать со всеми видами лазерной сварки. Это и линейная сварка, и многокоординатная сварка, и вращение. Планируем предложить это оборудование для учебных заведений, чтобы повысить интерес к процессу обучения.

За последние годы мы проводим серьёзную модернизацию производства и ведём разработки как за счёт собственных средств, так и используя меры поддержки. Так, собственными средствами мы ведём разработки интересных решений по замене мелкосерийного литья на аддитивные технологии. Разрабатываем модульную станочную платформу. Находим интересные решения по локальной газовой генерации.

С недавнего времени мы начали активно пользоваться механизмами государственной поддержки, за что спасибо Правительству Российской Федерации, Минпромторгу России. В частности, субсидии на компенсацию скидок, предоставляемых покупателю, помогают нам конкурировать с импортом. Модернизацию оборудования мы производим, привлекая средства ФРП. В настоящее время ведём работу с Минпромторгом России по реализации НИОКР для разработки скоростного катамарана на подводных крыльях.

М.Мишустин: Вот я об этом хотел спросить.

Одним из ключевых направлений сейчас стало развитие отечественного судостроения, в том числе и пассажирского. Это очень важно. Я недавно выступал в Государственной Думе с ежегодным отчётом Правительства. И Председатель Государственной Думы Вячеслав Викторович Володин как раз детально интересовался программой развития нашего пассажирского судостроения, чтобы крепче связать наши города через реки, озёра, выйти на качественное обеспечение пассажиров и грузов таким транспортом. Сейчас этот сегмент ещё не заполнен.

Есть ниша, которую частично занимают суда на подводных крыльях, и они играют немалую роль в прибрежной жизни, в туристической индустрии. Особенно важно, чтобы такие проекты выстраивались на базе передовых технологий, бережных к окружающей среде. Это вопросы и электротранспорта, и электрозаправок.

Как компания могла бы здесь развивать наше судостроение?

А.Правдин: В 2019 году мы начали строить и спустили на воду в 2020 году первый в России электрический катамаран – «Эковольт». Наше предприятие принимало самое непосредственное участие в разработке проекта электрических судов и производстве таких судов для города Москвы, которые уже курсируют. Очень успешный проект.

Мы перешли к следующему шагу – это скоростные перевозки пассажиров. К сожалению, на сегодняшний день стоимость скоростных судов достаточно высока, но она становится вдвойне высокой при дополнительных расходах на эксплуатацию. Цель, которую мы себе поставили, – это удешевление не только строительства судна, но и его эксплуатации.

Поэтому основной задачей сейчас в рамках реализации этого проекта мы считаем создание новых композитных материалов, новых двигателей, новой генерационной установки высокого напряжения, более эффективных буферных накопителей энергии. У нас уже есть серьёзные наработки в этом направлении. Более того, есть уже некоторые готовые образцы на испытаниях. Я уверен, что нам по силам этот проект. И это будет, конечно, серьёзный рывок с точки зрения скоростного флота.

 М.Мишустин: И сопутствующая инфраструктура, конечно, поскольку вы ей профессионально занимаетесь. Поэтому от зарядных станций до причальной стенки – всё, что необходимо для обслуживания, это тоже можно будет обсуждать и реализовывать.

А.Правдин: Безусловно. Михаил Владимирович, этот проект я разделяю на две части. Первая – это непосредственно строительство самого судна, опытного экземпляра судна. Второе – это строительство непосредственно судостроительного завода – верфи, которую хотим сделать по новым технологиям. Может быть, больше даже с использованием автомобилестроительных технологий. Для того чтобы увеличить серийность.

М.Мишустин: Масштабировать это и создать систему воспроизводства таких судов с обслуживанием жизненного цикла. Вы сами сказали, что занимаетесь системами жизненного цикла.

А.Правдин: Абсолютно.

М.Мишустин: А это важно. Тогда вы должны спроектировать технологию самовоспроизводящуюся. И она должна в этом смысле быть способна к масштабированию, включая инфраструктуру.

Хочу пожелать вам удачи. И очень хорошо, что локализация высокая: Вы сказали о 80% импортозамещения в целом. Это очень высокий процент. И особенно в станкостроении, в литье, в штамповке. Это всё не может не радовать. Дай бог, чтобы все планы свершились.

 

Правительство России Правительство России

11:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025