Встреча Михаила Мишустина с председателем правления государственной компании «Автодор» Вячеславом Петушенко
Обсуждались результаты работы компании за прошедший период, а также текущая деятельность, в том числе по развитию опорной сети федеральных дорог в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни», вопросы подготовки кадров для отрасли.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемый Вячеслав Петрович!
Вы возглавляете государственную компанию в сфере дорожного строительства, которое является индикатором состояния экономики вообще и существенно влияет на смежные отрасли. В зоне прямой ответственности вашей компании – реализация значимых для страны инфраструктурных проектов. Один из таких флагманов, которым занимается ваша организация, – это трасса М-12 «Восток». Знаю, что эта работа активно ведётся.
Президентом перед нами поставлена задача – за шесть лет довести долю соответствующих нормативным требованиям федеральных трасс и дорог в составе опорной сети страны до 85%. И с текущего года такая работа продолжается в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни».
Каковы результаты первого полугодия и как в целом обстоят дела?
В.Петушенко: Уважаемый Михаил Владимирович!
За предыдущие годы, а именно за 16 лет существования нашей компании, сеть дорог, которую мы построили, увеличилась в 2,5 раза. И, наверное, главным результатом является то, что за счёт привлечения внебюджетного финансирования – а это более триллиона рублей – построено более 3 тыс. км новых дорог, которые входят в опорную сеть федеральных дорог, причём скоростных. При этом мы формируем каркас: север – юг, запад – восток. И самое главное – это, конечно, маршрут «Россия» от Санкт-Петербурга до Владивостока.
Вы дали старт в июле 2020 года строительству трассы М-12. На сегодняшний день задача строительства до Казани выполнена, в 2023 году мы её завершили полностью.
Ключевым моментом этого года и вообще строительства трассы М-12 на сегодняшний день является сдача 275-километрового участка в Башкирии, Пермском крае и Свердловской области (открытого с участием Президента), который дал возможность сократить время в пути для грузовиков почти на 4 часа, а для легковых автомобилей – на 6 часов.
Главным эффектом является то, что начиная с 2022 года у нас каждый год идёт прирост трафика. В этом году по грузовым автомобилям прирост идёт на 9%, и грузооборот всё время растёт. Количество грузовиков, мы видим, с каждым днём прирастает. Это лишний раз говорит о том, что маршрут, который был выбран в 2020 году, принёс очень большой результат.
Могу сказать, что 45% этого объекта было построено за счёт внебюджетного финансирования. Это, в частности, средства ФНБ и облигационный заём государственной компании, который сегодня обслуживается.
И очень важно, что мы за счёт технических решений, за счёт организационных моментов сумели сократить сроки строительства. И предприняли шаги, которые позволили не увеличивать его стоимость. Вот Дюртюли – Ачит: могу сказать, что, если бы мы по классической схеме её строили, нужно было бы привезти туда порядка 12 млн кубов песка, а мы всё построили из местных грунтов – понятно, с современными технологиями – и сэкономили, по нашим оценкам, до 58 млрд рублей.
Ко всему прочему, уже на участке от Москвы до Казани мы заменили полностью технологии по вантовой системе. И великолепный мост построили через Оку. Вместе с «Северсталью», вместе с научным сообществом полностью заменили вантовую систему. Технологии, связанные с непрерывным бетонированием, позволили нам сократить сроки строительства.
Должен сказать, что наши технологии развиваются. Например, вся асфальтобетонная смесь выпускается теперь на отечественных заводах. Мы ушли от какой‑либо зависимости.
М.Мишустин: Очень важно не снижать темпы работ. Нужно выполнить все намеченные проекты в срок. Очевидно, что это фактически является катализатором экономического роста, развития туризма. Новые магистрали, конечно, должны быть удобны, комфортны для путешествий, для пассажиров и соответствовать всем современным требованиям к обеспечению безопасности дорог. Прошу держать эти вопросы на контроле.
Другой вопрос. Ни один из крупных, масштабных проектов не может быть реализован без достаточного количества квалифицированных кадров. Это не только рабочие, которые в этом участвуют, ведь прокладка дорог – очень сложное дело. Это и большое количество учёных, инженеров, проектировщиков, технологов.
Как работаете с кадрами? Помогают ли вам здесь программы «Профессионалитет», «Стратегия-2030», программа передовых инженерных школ?
В.Петушенко: Качественно строить дороги сегодня и повышать производительность труда без профессиональных, подготовленных специалистов, конечно же, невозможно.
Мы уже несколько лет целенаправленно занимаемся этой программой. В нескольких вузах мы достаточно активно работаем, наши специалисты читают лекции. И мы пошли ещё дальше – для того чтобы профориентировать ребят, мы начинаем работать уже со школьниками. В этом году открываем класс в РУТ (МИИТ), чтобы уже на этой стадии готовить профессиональных специалистов. В этом году в нескольких вузах открываем специальный приём с возможностью устройства в государственную компанию «Автодор».
Мы понимаем, что это одна из самых главных задач. И с обществом «Знание», и с профессиональными сообществами общаемся и проводим конкурсы. У нас молодые ребята из 24 регионов страны принимали участие в конкурсах. Победители на наши объекты из новых субъектов приезжают, не только из центральных. Мы географию расширяем. Ребята приезжают на наши объекты – на южные объекты, на востоке страны. Сам провожу с ними профессиональную подготовку, сам лекции читаю, общаемся с ними, привлекаем ребят с раннего возраста, вызывая заинтересованность в нашей профессии.
С точки зрения рабочих профессий – мы в этом году проведём уже третий конкурс профмастерства. Причём он получился у нас уже международным. В прошлом году у нас были специалисты из Казахстана, Белоруссии, Китая. В этом году расширяем и географию, и состав участников: это и молодые специалисты, и уже опытные. Профессию нужно пропагандировать и показывать её лучшие качества.
М.Мишустин: Вячеслав Петрович, очень важно привлечь молодых ребят в вашу отрасль. Она интересная. У вас можно не только высокие зарплаты получать, но ещё и посмотреть всю страну. И главное – внести большой вклад в развитие экономики нашей красивой, замечательной России.
Удачи!